Владимир Лебедев и основание автомобильного завода в Ярославле в 1916 году

Определяющим для развития русского автомобилестроения стал 1916 год. Именно тогда в России впервые приняли решение об организации массового автомобильного производства, прежде всего, для обеспечения потребностей армии в транспорте во время Первой мировой войны (1914 – 1918). Согласно решению царского правительства, в Российской империи планировалось построить 6 автозаводов, два из них – на территории Ярославской губернии, в Ярославле и Рыбинске.

Временный цех 1916-го года постройкиВременный цех 1916-го года постройкиУ истоков создания завода в Ярославле встал промышленник, энтузиаст и один из первых русских авиаторов Владимир Лебедев (1879 – 1947), происходивший из небогатой дворянской семьи. Начал он свою промышленную деятельность в 1910 году. На ее характер сильно повлияло одно увлечение летным делом, которому специально ездил обучаться во Францию. Вернувшись в Россию, Владимир Лебедев стал шеф-пилотом Петербургского императорского аэроклуба и лично испытал новые русские аэропланы «Россия-А» и «Россия-Б». Также заручившись поддержкой  у своего брата, профессора Горного института, Алексея Лебедева и летчика Сергея Ульянина, приступил к создании Петербургского товарищества авиации.  1 мая 1913 года Владимир Лебедев организовал «Санкт-Петербургское Товарищество В. А. Лебедев и Ко», а через год было положено начало его первому авиационному заводу в Санкт-Петербурге. Спрос на самолеты сильно возрос во время Первой мировой войны. Чтобы расширить производство Владимир Лебедев решает организовать авиационные заводы в Таганроге, Пензе и Ярославле. Но в отношении Ярославля он, откликнувшись на решение царского правительства, довольно быстро решает переориентировать завод на производство автомобилей. Для этих целей он учредил « Акционерное общество механических передвижений и производств В.А. Лебедева». 31 марта 1916 года устав общества был подписан императором Николаем II. Под завод была приспособлена площадка на западной окраине Ярославля, где изначально Лебедев хотел выпускать самолеты. Теперь же там планировалось организовать производство штабных легковых и санитарных 1,5-тонных автомобилей (по 750 автомобилей каждого вида ежегодно). Машины, прибывшие для ремонта на автозавод, 1918Машины, прибывшие для ремонта на автозавод, 1918Базовой моделью была выбрана британская машина Crossley 20/25HP. Чтобы превратить ее в «Лебедь-А», в Великобританию отправилась группа инженеров. 20 октября 1916 года состоялось открытие завода. Однако, приступить к выпуску автомобилей в то время не удалось. Ограничились выпуском типовых санитарных кузовов для машин Renault. Комплектование завода оборудованием из Великобритании было остановлено Октябрьской революцией. В начале 1918 года завод был национализирован.

Владимира Лебедева Октябрьская революция застала на Юге России. Когда началась Гражданская война, он поддержал Белое движение и занял пост министра Управления торговли, промышленности и снабжения правительства Антона Деникина. После поражения белогвардейцев эмигрировал во Францию. За свои заслуги в развитии авиации перед Францией был награжден орденом Почетного Легиона.

Я-3 – первый отечественный автомобиль собственной конструкции и первый отечественный тяжелый грузовик

Автодрезина Матваль, 1924Автодрезина Матваль, 1924 После национализации завода в 1918 году в Ярославль были полностью переведены Смоленские авторемонтные мастерские. Это определило на ближайшие 4 года характер деятельности предприятия как авторемонтного завода под названием Государственный авторемонтный завод (ГАРЗ) №1. А в 1922 году на завод из города Родники Иваново-Вознесенской губернии было переведено железнодорожное производство. Все это подготовило мощную материально-техническую базу предприятия и позволило сформировать на заводе передовое конструкторское бюро. Благодаря этому в 1925 году на заводе стало возможным первыми в стране начать производство автомобиля собственной оригинальной конструкции. До этого (а на подавляющем числе предприятий и после - вплоть до середины 1930-х годов) все автомобили в стране изготовлялись только по иностранным лицензиям.

Я-3Я-3 Первым ярославским автомобилем стал Я-3. Это был грузовик грузоподъемностью 3 тонны. С него в нашей стране началось производство тяжелых грузовиков. Разработан автомобиль был группой инженеров завода во главе с главным конструктором Владимиром Даниловым. За его основу был принят грузовик Уайт-АМО, выпускавшийся в Москве. Первые два автомобиля Я-3 были собраны в ночь на 7 ноября 1925 года. В 1926 году завод стал именоваться Ярославским государственным автомобильным заводом № 3. Тогда же началось серийное производство Я-3, которое продолжалось до 1928 года, когда ему на смену пришел более современный Я-4. Я-3 стал не только первым советским тяжелым грузовиком, но и первым советским автомобилем с левым расположением руля. На шасси Я-3 также выпускались пожарные машины и автобусы.

Я-3Я-3 Явтопробег по случаю выпуска первых автомашин в Ярославле. 1926Явтопробег по случаю выпуска первых автомашин в Ярославле. 1926

Сотрудничество с «Даймлер»

Несмотря на то, что выпуск собственного оригинального автомобиля в Ярославле был большим успехом для отечественного автопрома, было очевидно – ярославский грузовик нуждается в более мощном двигателе. Однако, на тот момент советская промышленность не могла предложить ничего подходящего. Поэтому в Ярославле решили обратить свой взор в Европу.

Во второй половине 1920-х годов наилучшие отношения у Советской России были с Германией, которая одной из первых в мире признала советское правительство. Об страны в 1920-е годы находились в состоянии международной изоляции и были заинтересованы в двухстороннем сотрудничестве. Это было закреплено в Раппальском договоре 1922 года и Берлинском договоре 1926 года. Шасси Мерседес Л2. 1928 годШасси Мерседес Л2. 1928 год Поэтому, когда в Ярославле стали думать, какие лучше ставить моторы на ярославские грузовики, выбор практически сразу пал на Германию – на завод «Даймлер-Бенц», где производились автомобили Mercedes. В 1928 году двигатели от грузовиков Mercedes поступили в Ярославль, что позволило в сжатые сроки создать более мощный, чем Я-3, грузовик Я-4. Габаритные размеры мотора Mercedes были значительно больше, чем у двигателя, устанавливавшегося на Я-3. Это повлекло за собой изменения формы капота, пришлось назад отодвинуть кабину и грузовую платформу. Скорость автомобиля с полной загруженностью благодаря более мощному двигателю выросла в два раза - до 45 км/ч. Для торможения автомобиля главным конструктором завода В. Даниловым решено было использовать вакуумный усилитель Bosch-Devaunder, встроенный в привод тормозов и в три раза увеличивавший прилагаемое усилие на педаль. Впервые в отечественном автомобилестроении Я-4 был оборудован буксирными крюками, расположенными снизу от буфера.

Для 1928 г., когда Я-4 появился, он был очень современным и передовым в техническом плане грузовиком, не уступавшим, а кое в чем даже превосходившим лучшие зарубежные образцы. Согласно статистике 1930-х, до конца 1928 г. на ЯГАЗе успели изготовить 28 экземпляров Я-4 и еще 109 собрали в 1929 году. На тот момент Я-4 был самым тяжелогрузным грузовиком в СССР. Он мог перевозить до 4 тонн грузов.

В 1929 году на основе Я-4 был создан грузовик Я-5. Он базировался уже на американских компонентах - двигателе Hercules, сцеплении фирмы Long или Brown-Lipe, коробке переключения передач фирмы Brown-Lipe. Затем Я-4 стал базовой моделью и для всех других отечественных (не только ярославских) грузовых автомобилей довоенного периода.

Я-5. 1939 гЯ-5. 1939 г Автомобиль грузовой 3,5 т, типа Я-5, с мотором Геркулес, выпуска  1929 гАвтомобиль грузовой 3,5 т, типа Я-5, с мотором Геркулес, выпуска 1929 г

Уникальные конструкции 1930-х годов

В 1930-е годы модельный ряд Ярославского автомобильного завода был существенно расширен. Многие конструкции, которые начали изготавливать в Ярославле, были уникальными для страны. ЯГ-10ЯГ-10 Так именно Ярославлю принадлежит первенство в освоении первых отечественных троллейбусов, первых тяжелых дизельных грузовиков, первого опытного грузовика колесной формулы 8х8, первого автобуса большой вместимости. Продукция завод носила обозначение ЯГ (Ярославский грузовик), ЯС (Ярославский Самосвал), ЯА (Ярославский Автобус) и ЯТБ (Ярославский Троллейбус).

В конце 1931 года на заводе был выпущен опытный образец тяжелого трехосного грузовика Я-Х-НАТИ. В начале 1932 года был освоен серийный выпуск этого грузовика под маркой ЯГ-10. Он имел грузоподъемность 8000 кг. Выпуск данной модели позволил сразу же перейти к разработке и выпуску первого в мире четырехосного 12-тонного грузовика ЯГ-12.

ЯГ-12ЯГ-12 Грузовик ЯГ-12, ставший первым четырехосным грузовиком со всеми ведущими колесами (формула 8х8), не только мог преодолевать крупные неровности на твердом грунте, но и, благодаря наличию 12 колес, оказывал умеренное давление на грунт. В его конструкцию впервые были введены устройства, распределяющие тяговое усилие по всем колесам. Их появление на ЯГ-12 знаменовало решающий этап в развитии автомобилей повышенной проходимости. В ноябре 1934 года был выпущен первый советский дизельный грузовик. Это произошло, когда грузовики Я-5 решили попробовать оснастить дизельным двигателем «Коджу». Данные двигатели были разработаны незадолго до этого в Особом конструкторском бюро при экономическом управлении ОГПУ и изготовлены на ярославском заводе. Двигатель был назван в честь И.В. Сталина и включал в свое название часть партийной клички и фамилии руководителя государства - Коба Джугашвили. В ходе испытаний удалось выяснить, что именно ярославские грузовики лучше всего подходили под установку двигателей «Коджу». Рабочие Ярославского автозавода у первого советского дизельмотора. 1933 г.Рабочие Ярославского автозавода у первого советского дизельмотора. 1933 г. Ярославские грузовики Я-5 с дизелем «Коджу» приняли участие в дизельном пробеге Москва – Тифлис – Москва 1934 года, где очень хорошо себя показали на фоне других отечественных и иностранных дизелей. После этого продолжилась доводка двигателей. К 1938 году «Коджу» развивал мощность 105-110 л.с. при 1800 об/мин. На испытаниях грузовик ЯГ-6 с таким дизелем расходовал около 25 литров топлива на 100 км и развивал скорость около 70 км/ч. К 1939 году он был подготовлен к серийному производству.

В 1934 году в Ярославле был выпущен самый большой в мире автобус – ЯА-2 на 100 пассажирских мест. Затем работа над разработкой общественного транспорта продолжилась, и в 1936 году был выпущен первый ярославский троллейбус ЯТБ-1. Освоению троллейбусного производства помог опыт создания шасси для первых отечественных троллейбусов ЛК-1 и ЛК-2, которые были выпущены в конце 1933 года. Летом же 1938 года на улицы Москвы вышел ярославский двухэтажный троллейбус ЯТБ-3. За его основу был взят британский двухэтажный троллейбус производства English Electric Company. За всю историю во всем мире двухэтажные троллейбусы изготовлялись только в Великобритании и Ярославле.

ЯГ-6ЯГ-6 Автомобиль с мотором ЯГАЗ-Дизель, подготовленный к пробегу  Ярославский автозаводАвтомобиль с мотором ЯГАЗ-Дизель, подготовленный к пробегу Ярославский автозавод Шасси трехосного 100-местногоавтобуса ЯА-2Шасси трехосного 100-местногоавтобуса ЯА-2 ЯТБ-3ЯТБ-3 ЯС-1ЯС-1

ЯТБ-4ЯТБ-4

Завод и Великая Отечественная война

Во время Великой Отечественной войны Ярославская область занимала тыловое положение. Это позволило организовать на предприятиях региона военное производство для снабжения фронта необходимой ему продукцией. Военное производство было организовано и на Ярославском автомобильном заводе, где стали выпускать пистолеты-пулеметы Шпагина (ППШ), гранаты Ф-1 («лимонки»), артиллерийские снаряды разных калибров, окопные чугунные печки, сани для перевозки снарядов, котелки, ложки. Но самое главное – на заводе запустили выпуск артиллерийских тягачей (Я-11, Я-12, Я-13).

Артиллерийский тягач Я-12Артиллерийский тягач Я-12Организация производства артиллерийских тягачей в Ярославле имела очень важное для страны значение. С первых дней войны Красная армия испытывала их острую нехватку, а после того, как Сталинградских тракторный завод оказался в зоне боевых действий, производство и вовсе прекратилось. Поэтому с начала 1942 года в Научном автотракторном институте приступили к разработке нового тягача (Я-11), и осенью вся проектная документация по нему была передана в Ярославль. Правда, до серийного производства данного тягача дело тогда не дошло – удалось выпустить только 5 образцов. Германская авиация разбомбила корпуса Горьковского автозавода, где выпускались моторы для Я-11, поэтому пришлось спешно пересматривать конструкцию тягача под американский мотор GMC-4-71, которым предполагалось оснащать грузовики ЯГ-9. Данные грузовики разрабатывались в 1941 – 1943 годах специально под эти моторы. Новая модель тягачей, на которые стали устанавливать GMC-4-71, назвали Я-12 и приступили к их серийному производству. Затем была разработана конструкция тягача Я-13 под мотор ЗИС-5М, которые тоже стали выпускать серийно.

Артиллерийский тягач Я-12 с артсистемой МЛ-20Артиллерийский тягач Я-12 с артсистемой МЛ-20 Сборка артиллерийских тягачейСборка артиллерийских тягачей

Послевоенные ярославские автомобили и создание заводов в Минске и Кременчуге

Автомобиль ЯАЗ-200 с двигателем ЯАЗ-204Автомобиль ЯАЗ-200 с двигателем ЯАЗ-204 Разработка новых моделей грузовых автомобилей не прекращалась и в годы Великой Отечественной войны. В 1941 года на заводе приступили к проектированию грузовика ЯАЗ-200. В 1944 годы был изготовлен его первый опытный образец. В этот же год была начата разработка самосвала ЯАЗ-205. Обе модели автомобиля снабжались двигателями ЯАЗ-204, который представлял из себя модификацию двухтактного двигателя GMC-4-71. Данный двигатель производили в Ярославле вплоть до 1980-х годов. Правда, начать массовое производство грузовиков ЯАЗ-200 и ЯАЗ-205 в Ярославле не удалось. В 1947 году согласно решению советского правительства вся конструкторская документация по этим моделям автомобилей была передана на молодой Минский автомобильный завод, решение о создании которого было принято в 1944 году. Также в Минск из Ярославля перевозилось оборудование, а ярославские специалисты должны были оказывать техническую поддержку начинающему предприятию. Бывшие ярославские автомобили стали серийно выпускаться под названиями МАЗ-200 и МАЗ-205.

Автомобиль ЯАЗ-205 с опрокидывающейся платформойАвтомобиль ЯАЗ-205 с опрокидывающейся платформой После перевода моделей 200 и 205 в Минск, в Ярославле сконцентрировались на разработке тяжелых трехосных грузовых автомобилей семейства 210. Первый образец общего грузового трехосного автомобиля ЯАЗ-210 был построен в апреле 1948 года. На грузовик устанавливался более мощный по сравнению с ЯАЗ-200 двигатель ЯАЗ-206. При этом уровень унификации с двухосным ЯАЗ-200 составлял 80 %. К концу 1948 года были построены опытные образцы следующих модификаций - ЯАЗ-210А (с цельнометаллической платформой и лебедкой), балластный тягач ЯАЗ-210Г и седельный тягач ЯАЗ-210Д. В 1949 году на свет появился самосвал ЯАЗ-210Е.

ЯАЗ-210Е стал первым в стране карьерным самосвалом на трехосном шасси. Их серийное производство началось в 1950 году. Выпускался самосвал в течении 8 лет, вплоть до 1958 года, когда его сменила новая модель ЯАЗ-222. Выпустили эту модель в большем чем, какую-либо после войны на Ярославском автозаводе, количестве - 4930 шт. Заслуги ЯАЗ-210Е нельзя не отметить. Это первый карьерно-строительный самосвал, который работал абсолютно во всех уголках страны, а также в других братских странах и республиках. 150 самосвалов ЯАЗ-210Е в течение 108 часов перекрывали насыпями Волгу для строительства Сталинградской ГЭС. Автомобиль ЯАЗ-200 с двигателем ЯАЗ-204Автомобиль ЯАЗ-200 с двигателем ЯАЗ-204 Сочетание маневренности и грузоподъемности сделали из автомобиля поистине трудоголика. В 1949 году на ярославском заводе приступили к разработке самосвала большой грузоподьемности ЯАЗ-225. Однако, изготовлять в Ярославле его не стали. Вся техническая документация была передана в Минск. Там модель самосвала была доработана и запущена в серийное производство под наименованием МАЗ-525. Самосвал мог перевозить грузы весом до 25 тонн. В 1958 году производство было перенесено под город Жодино на Белорусский автомобильный завод, что положило начало производству БелАЗ-525.

В начале 1950-х годов был разработан первый в стране грузовой автомобиль высокой проходимости с дизельным двигателем ЯАЗ-214. За ним последовали модели грузовика ЯАЗ-219, седельного тягача ЯАЗ-221 и самосвала ЯАЗ-222. Все четыре модели выпускались в Ярославле до 1958 года, когда решением правительства автомобильное производство из Ярославля полностью было переведено в Кременчуг. Бывшие ярославские автомобили на новом месте стали выпускаться под названиями КрАЗ-214, КрАЗ-219 и КрАЗ-222 соответственно. Ярославский завод был полностью перепрофилирован на производство двигателей.

ЯАЗ - 222ЯАЗ - 222 Мотор ЯАЗ-204Мотор ЯАЗ-204 Продукция завода, предназначенная для других стран. 1957 г.Продукция завода, предназначенная для других стран. 1957 г. Сборка автомашин ЯАЗ-200 в экспериментальном цехе Ярославского автомобильного заводаСборка автомашин ЯАЗ-200 в экспериментальном цехе Ярославского автомобильного завода Сборочный цех заводаСборочный цех завода ЯАЗ-210-Е во время строительства ВолгодонаЯАЗ-210-Е во время строительства Волгодона Ярославский автозавод. Конвейер сборки дизельных моторов. 1952 гЯрославский автозавод. Конвейер сборки дизельных моторов. 1952 г Сборка двигателей ЯАЗ-204Сборка двигателей ЯАЗ-204

Ярославский моторный завод

Партия двигателей ЯМЗ, 1959 г.Партия двигателей ЯМЗ, 1959 г. После передачи из Ярославля всего автомобильного производства в Минск и Кременчуг предприятие в 1958 г. было переименовано в Ярославский моторный завод. С этого момента завод стал специализироваться на производстве дизельных двигателей многоцелевого назначения мощностью 127 - 800 л. с. (двухтактные и четырехтактные), коробок передач, сцеплений, дизельных электроагрегатов. Первыми разработанными двигателями в этот период стали ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-240. За их разработку заводу была присуждена Государственная премия СССР.

1960-е годы были богаты на экспериментальные работы с целью создания более совершенных моделей двигателей. С 1962 года на ЯМЗ создавался дизель ЯМЗ-248 воздушного охлаждения. Годом позже началась работа над шестицилиндровым рядным горизонтальным дизелем ЯМЗ-233 (97012) с горизонтальным расположением цилиндров.. С того же 1963 года ЯМЗ начал работы по турбонаддуву дизелей. Первой серийной моделью с такой системой стал двигатель ЯМЗ-238НБ рабочим объемом 14,86 л. В тракторном варианте он развивал мощность 215 л. с. при 1700 об/мин. В 1966 году приступили к экспериментам над автомобильными газотурбинными двигателями.

А.М. Добрынин (1916 - 1982)А.М. Добрынин (1916 - 1982) Управление заводом с 1961 года осуществлялось Анатолием Михайловичем Добрыниным (1916 - 1982). За годы его правления завод значительно расширился. Появились цеха основного и вспомогательных производств, проходила модернизация. Производство двигателей выросло с 5 до 100 тысяч в год. Огромное внимание уделялось социальным проектам. Заводом строились жилые дома и развивалась инфраструктура в поселке Моторного завода («Пятерка») и Северном жилом районе (Брагино). Были построены Юбилейный парк и Дворец культуры моторостроителей, медсанчасть моторного завода, кинотеатр «Волга», бассейн «Лазурный», Дворец спорта «Автодизель», школы № 3, 27, 76 и другие объекты. Завод также оказывал помощь в строительстве очистных сооружений и линий трамвая.

Вид ордена Ленина Ярославского моторного завода. 1968 гВид ордена Ленина Ярославского моторного завода. 1968 г Внешний вид Дворца культуры Ярославского моторного завода. 1968 гВнешний вид Дворца культуры Ярославского моторного завода. 1968 г КрАЗ-256 с двигателем ЯМЗ-238АКрАЗ-256 с двигателем ЯМЗ-238А Мастер экспериментального цеха моторного завода Постников и расточник Власов за обработкой головки к двигателю ЯМЗ-236. 1959 г.Мастер экспериментального цеха моторного завода Постников и расточник Власов за обработкой головки к двигателю ЯМЗ-236. 1959 г. Толкающий конвейер в агрегатном цехе завод. 1960 г.Толкающий конвейер в агрегатном цехе завод. 1960 г.

Ярославские двигатели, КамАЗ и ралли «Париж-Дакар»

В 1971 году Ярославский моторный завод стал головным предприятием объединения «Автодизель», которое в 1970-е годы стало ведущим предприятием отечественного дизелестроения для большегрузных автомобилей. Завод поставлял продукцию на МАЗ, БелАЗ, БАЗ, «Кировский завод», Ростсельмаш, Красноярский комбайновый, Воронежский экскаваторный, Муромский тепловозостроительный и многие другие крупные предприятия.

В 1969 году в Набережных Челнах начал строиться Камский автомобильный завод (КамАЗ). Тогда же Министерством автомобильной промышленности СССР Ярославскому моторному заводу была поставлена задача по разработке и внедрению в производство нового дизельного двигателя для перспективных большегрузов, которые планировалось выпускать на новом заводе. В процессе разработки V-образных моделей двигателей были опробованы варианты с вильчатыми шатунами, с двумя «верхними» (в головках цилиндров) распределительными валами, с единым корпусом вспомогательных агрегатов, с едиными на ряд и индивидуальными на каждый цилиндр головками, исследованы варианты цилиндропоршневой группы деталей и систем двигателя. Утвержденная модель двигателя получила наименование ЯМЗ-740 (серийно выпускался как КамАЗ-740). Параллельно в Москве на заводе ЗиЛ велась разработка модели автомобиля будущего завода в Набережных Челнах. Среди различных вариантов выбор был остановлен на модели ЗиЛ-170, куда был установлен ярославский двигатель. Данный грузовик лег в основу первой модели Камского автозавода, где он стал выпускаться под названием КамАЗ-5320. С этого автомобиля началось плодотворное сотрудничество заводов в Ярославле и Набережных Челнах.

Используя конструкторский опыт, накопленный при проектировании двигателя ЯМЗ-740, в Ярославле был разработан затем двигатель для Кутаисского автомобильного завода. Модель получила название ЯМЗ-642 (серийно выпускался как КАЗ-642). Это был шестицилиндровый дизельный двигатель той же размерности мощностью 160 л.с. Предназначался он для самосвала сельскохозяйственного назначения КАЗ-4540.

В 1973 году на Ярославском моторном заводе начались работы по созданию двигателей семейства ЯМЗ-840, выпуск которых продолжается до сих пор. Их разрабатывали для комплектации тяжелых автомобилей, самосвалов, тракторов. Двигатели ЯМЗ-840 не раз показывали превосходные технические качества в процессе испытаний на автомобилях КрАЗ, МАЗ, карьерных самосвалов БелАЗ, различных тракторах. Также они устанавливаются на колесные тягачи, плавающие двухзвенные гусеничные транспортеры. В 1976 году производство 8-цилиндровых двигателей ЯМЗ-842 было перенесено на Тутаевский моторный завод, что дало большой толчок для развития завода. В 1977 году предприятие, планировавшееся как филиал Ярославского моторного завода, стало самостоятельным. Вокруг завода разросся город. На долгие годы Тутаевский моторный завод стал градообразующим предприятием.

Двигатели семейства ЯМЗ-840 имеют также стратегическое значение и используются на военной технике. Самым известным образцом военной техники с двигателем ЯМЗ-847 является российский ракетный комплекс стратегического назначения РТ-2ПМ2 «Тополь-М».

С конца 1980-х годов на Ярославском моторном заводе приступили к разработке двигателей для гоночных грузовиков. Первым таким образцом стал спортивный мотор ЯМЗ-8424С для участия автомобилей МАЗ в кольцевых гонках. Серийное производство его гражданской версии ЯМЗ-8424 было освоено на Тутаевском моторном заводе. Специалистам ЯМЗ удалось форсировать мотор до 650, потом до 930, а к 1992 году до невероятных 1250 л.с. Правда МАЗ свернул гоночную программу, но наработки ярославских исследователей и конструкторов не пропали даром. В 1994 году к ЯМЗ обратилась команда «КамАЗ-Мастер» с просьбой разработать гоночный мотор для участия в ралли-рейдах Париж-Дакар. Но теперь, помимо мощностных показателей, необходимо было обеспечить высокую надежность. Двигатель должен был пройти 10000 км в самых экстремальных условиях. Специалисты ЯМЗ справились и с этой задачей, разработав и построив мотор ЯМЗ-7Э846. Этот постоянно совершенствовавшийся дизель позволил российской команде 10 раз завоевать подиум ралли Париж-Дакар.

ЯМЗ-530 и производство двигателей для «Мерседес Бенц»

Сейчас Ярославский моторный завод продолжает оставаться головным предприятием ОАО «Автодизель». Ярославскими двигателями оснащаются более 300 моделей транспортных средств и изделий специального назначения, производимых предприятиями России и Белоруссии. Двигатели ЯМЗ устанавливаются на грузовые автомобили, магистральные автопоезда, карьерные самосвалы, автобусы, тракторы и зерноуборочные комбайны, строительно-дорожную технику, а также на дизель-электрические станции.

В 2011 году в Ярославле объединением «Автодизель» был открыт еще один завод – для производства двигателей семейства ЯМЗ-530. Он расположился в Заволжском районе города. На данный момент это самое современное производство дизельных двигателей не только в России, но и во всей Восточной Европе. Двигатели ЯМЗ-530 начали проектировать в Ярославле по собственной инициативе еще в середине 1990-х годов. Потом спустя 10 лет для экономии времени обратились за помощью в доводке конструкций к австрийской инженерной фирме AVL List Gmbh. В результате этого сотрудничества ЯМЗ-530 был существенно модернизирован. В первую очередь, был разработан совершенно новый блок повышенной прочности, что позволило не только форсировать моторы, но и доводить их до уровня норм Евро-6. Моторы семейства ЯМЗ-530 выпускают серийно с 2012 года. Они постепенно стали массовыми и уже заработали хорошую репутацию. После того как двигатели этого семейства модели ЯМЗ-534 начали устанавливать на ГАЗ-3309 и вездеход ГАЗ-3308, на автобусы ПАЗ, а главное – на «ГАЗон-Next», они практически полностью вытеснили под капотами этих автомобилей дизели ММЗ и Cummins. ЯМЗ-536 удачно встали на модернизированные вездеходы «Урал М» и совершенно новые «Урал-Next» . Нашли они широкое применение на МАЗе, ЛиАЗе и КАВЗе.

С осени 2015 года в Ярославле также был налажен выпуск дизелей Mercedes-Benz OM 646 для Mercedes-Benz Sprinter Classic, которые изготавливают в Нижнем Новгороде на Горьковском автозаводе. Таким образом, возобновилось сотрудничество с немецким концерном «Даймлер», начатое в далеком 1928 году. Все сборочное производство дизелей для «Мерседесов» расположено в соседнем цехе, в одном здании с производством ЯМЗ-530. Часть сборочной линии была перевезена из Германии с завода в Мангейме.

Перспективным является создание в Ярославле тяжелых двигателей нового поколения. Их семейство получило обозначение ЯМЗ-780. Это рядные 6-цилиндровые дизели рабочим объемом чуть более 12 л и мощностью от 400 до 750 л.с., а в перспективе и до 1000 л.с.. Предназначены они для широчайшего спектра техники. Их производство планируется начать на заводе в 2018 году.