«Viva Verdi!»

Автор: зав. Мемориальным домом-музеем Л. Собинова Алла Аносовская

В начале 2013 года был анонсирован цикл виртуальных выставок, посвящённых юбилейным  музыкальным датам. Первая выставка, открывающая  этот цикл,  посвящена  200 — летию со дня рождения А. Даргомыжского  и  истории постановок в России и в Ярославле  оперы «Русалка».

В  октябре  2013 года исполнилось 200 лет со дня рождения Джузеппе Верди — самого исполняемого оперного композитора всех времен и народов.  2013 год объявлен  ЮНЕСКО  годом Верди.

В репертуар  Леонида Витальевича Собинова входили две  оперы Джузеппе Верди – «Риголетто» и «Травиата»,  в них он имел огромный успех.  Партия Альфреда («Травиата»)  — одна из основных партий в иностранном репертуаре Л.Собинова.   В  вердиевских операх он показал себя великим мастером, тонко чувствующим стиль и эпоху, спектакли с его участием   стали ярким событием   музыкальной жизни России и Италии.

Л.Собинов в операх Дж.Верди

«Мне нравится в искусстве все, что прекрасно» (Джузеппе Верди).
«Никто не мог лучше, чем Верди, почувствовать жизнь» (Арриго Бойто).

VerdiДжузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди (род.10 октября 1813 года в Ронколе  близ города Буссето) — великий итальянский композитор, творчество которого является одним из крупнейших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века.

Композитору принадлежит 26 опер, духовные и инструментальные произведения и романсы. Однако, известными всему свету, кроме «Реквиема», стали только оперы.

 

Лучшие оперы композитора: «Бал-маскарад», «Риголетто», «Трубадур»,«Травиата». Вершина творчества — оперы «Аида», «Отелло».  Свою последнюю оперу «Фальстаф», по комедии Шекспира  «Виндзорские насмешницы»,  Дж. Верди сочинил в 1893 году в возрасте 80 лет. За последние сто лет трудно (если вообще возможно), найти оперный театр, на афише которого не значилось бы это имя  —  Джузеппе  Верди.

У Дж. Верди не осталось потомства. Он был женат первым браком на дочери своего благодетеля Маргарите Барецци, которая умерла очень рано. Еще раньше,  во младенчестве,  умерли их дети. В 1841 году в Париже Дж. Верди встретился с певицей Джузеппиной Стреппони, которая принимала участие в миланских постановках «Набукко» и «Ломбардцев». Они сблизились, а спустя десять лет стали мужем и женой. Детей у них не было.

Умер Джузеппе Верди 27 января 1901 года в Милане. Он похоронен на кладбище Cimitero Monumentale, где лежит цвет итальянской музыки.

Современник Дж. Верди  русский музыкальный критик и оперный композитор А.Серов так написал о  нём:

«Как всякий могучий талант, Верди отражает в себе национальность и свою эпоху. Он — цветок своей почвы. Он — голос современной Италии, не лениво-дремлющей или бесконечно-веселящейся Италии в комических и мнимосерьезных операх Россини и Доницетти, не сентиментально-нежной и элегической, плачущей Италии беллиниевской, а Италии, пробудившейся к сознанию, Италии, взволнованной политическими бурями, Италии, смелой и пылкой до неистовства».

Джузеппе Верди в России

История постановок опер Дж. Верди в России начинается с 1845 года, когда в Петербурге, вскоре после миланской премьеры, были исполнены «Ломбардцы». Однако русская публика к этому времени уже была знакома с музыкой итальянского композитора, проявляла к ней большой интерес; статьи об его операх часто появлялись в столичной прессе.

Дж. Верди входил в мир русских любителей музыки как человек и художник, привлекая к себе все большее внимание. В прессе был опубликован очерк «День у Верди», в котором — живая зарисовка облика композитора:

«Верди — красивый молодой человек, лет двадцати восьми или двадцати девяти, (на самом деле к тому времени ему уже исполнилось тридцать два) с каштановыми волосами; голубые глаза его исполнены жизни и выразительности; когда он говорит, лицо его одушевляется, а поминутно-изменяющийся взор его отражает богатство и разнообразие ощущений; все обещает в нем сердце чистое и душу чувствительную».

Большинство опер Дж. Верди появлялось в России вскоре после их итальянских премьер. Вначале в них выступали итальянские артисты, но затем они входили в постоянный репертуар русских театров. Среди авторов русских текстов встречались и такие имена, как А. Григорьев, переведший либретто «Сицилийской вечерни». Оперы ставились на столичных и провинциальных сценах, они находили великолепных исполнителей и быстро завоевывали любовь широкой публики. Отзывы критики, как и на Западе, были противоречивы, но это не могло преуменьшить популярности музыки Дж. Верди, напротив, она все больше увлекала и любителей, и профессионалов.