«В предвкушении…»

Автор: научный сотрудник Мемориального дома-музея Л.В.Собинова Альбина Чикирёва

14 октября 2014 года исполнилось 80 лет со дня кончины великого русского оперного певца Л.В.Собинова. Выставка «Либретто и клавиры в собрании Ярославского музея-заповедника» посвящается его памяти и продолжает цикл виртуальных выставок Мемориального Дома-музея Л.В.Собинова.

V_predvkushenii_115Оперные либретто и клавиры из собрания Ярославского музея-заповедника.

История коллекции клавиров и либретто в собрании Ярославского музея-заповедника.
Дарители и сдатчики.

Как же хрупок и изменчив мир. Сменяют друг друга эпохи, мелькают стили разных веков. В этом водовороте всё яснее приходит понимание того, насколько важно сохранить всё то, что было накоплено человечеством, сохранить мимолётную мысль творца-композитора, не упустив ни малейшей детали. Вот почему так ценны прекрасные и профессионально выгравированные нотные тексты издательств Юргенсона. Бесселя, Гутхейля. Ведь задача любого издательства – не только распространить, популяризировать сочинения среди современников, но и сохранить произведение композитора  для следующих поколений, рукопись  ведь может быть впоследствии безвозвратно утеряна! И эту задачу сохранения богатого культурного музыкального наследия  выполняет музей.

Первые музыкальные издания в России относятся к I половине XVIII века.

С 70 годов XVIII века в России быстро развивается нотопечатание. Появляются многочисленные частные издательские фирмы. Ноты печатаются в различных журналах и альманахах. Печатались главным образом произведения иностранцев, они вместе с тем стимулировали и творчество русских композиторов. В русском нотопечатании применялись все передовые достижения полиграфической техники.

Заметно оживляется музыкально-издательская деятельность с начала XIX века. В Москве и Петербурге открываются  нотные магазины, владельцы которых занимаются выпуском нотных изданий.

II половина XIX века именно в это время  учреждаются русские музыкальные издательства, которые сейчас входят в золотое наследие нотофонда. В 60-е годы появились в России издательские деятели нового типа – страстные пропагандисты русских композиторов-современников.

В первое десятилетие XX века существовали и многие музыкальные магазины-фирмы в провинции в том числе в Ярославле.

Центрами популяризации музыкальных произведений того времени были театры. Партитуру, клавир и либретто принято было издавать к премьере спектакля. Поэтому большое внимание уделялось нотному тексту как к оформлению спектакля. По сути дела эти издания были анонсами и рекламой предстоящего спектакля. Издатели отлично чувствовали запросы покупателей, их требования к качеству продукции.

В собрании Ярославского музея-заповедника хранится более 40 единиц клавиров, либретто и других нотных изданий. По-разному эти книги попадали в музей. Их дарили музею или музей приобретал их как редкие издания. В связи с созданием экспозиции «Слово о полку Игореве» сотрудники музея вели поиск либретто и нот оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» для того, чтобы полнее раскрыть тему «Слова» в музыке. Так сложилась небольшая коллекция из либретто и клавира оперы «Князь Игорь», изданных в разные годы.

Значительная часть музыкальных изданий связана с формированием коллекции по теме «Жизнь и творчество Л.В.Собинова». Они имеют прямое отношение к репертуару великого певца.

Самые первые поступления в коллекцию – несколько оперных клавиров, подаренных музею в 1953 году женой Л.В.Собинова и его дочерью Светланой Леонидовной. Эти книги из личной библиотеки певца с его автографами и рабочими пометами в дорогих переплетах, оформленные по индивидуальным заказам, существуют в единственном экземпляре.

Таким же дорогим изданием является клавир оперы Р.Вагнера «Лоэнгрин». Он входил в собрание личной библиотеки А.В.Неждановой, великой оперной певицы, партнерши Л.В.Собинова по ряду оперных спектаклей. Поклонница ее таланта преподнесла это издание Антонине Васильевне в качестве подарка. Марина Ивановна Голгофская – воспитанница и помощница певицы, многие годы проработавшая консультантом в Вокально-творческом кабинете им. А.В.Неждановой в 1996 году передала этот клавир в дар Мемориальному Дому-музею Л.В.Собинова в Ярославле.

Солист Народного оперного театра города Ялты В.А.Каллаур в 1995 году подарил музею Л.В.Собинова сразу же после его открытия клавир оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин» дореволюционного издания.

Для собиновской музейной коллекции был приобретен ряд изданий, некогда принадлежавших солистке ярославской филармонии А.Н.Климентьевой. Среди них клавир оперы Дж.Пуччини «Богема», изданный в 1897 году известным музыкальным издательством «Рикорди» и напечатанный в Италии.

Многие издания либретто опер русских и зарубежных композиторов, в которых в разные годы блистал Л.В.Собинов, передали музею петербургские коллекционеры В.П.Прохоров и Вл. Мацокин.

Собрание либретто и клавиров Ярославского музея-заповедника, изданные в конце XIX начале XX веков отражают культурную жизнь России и Европы, дают возможность представить развитие издательского, нотопечатного дела в этот период.

Либретто (из итал. Libretto «книжечка») название связано с тем, что оперные либретто с конца ХVII века часто выпускались в виде маленьких книжечек. Либретто оперы – это сама сценография и полный текст. Это сценарий. Композитор пишет оперу тогда, когда готово либретто. Сюжетами для либретто, в основном, служат литературные источники, переделываемые сообразно музыкально-сценическим требованиям. Реже либретто представляет собой совершенно оригинальное сочинение. Либретто, как правило, пишется в стихах, преимущественно рифмованных. Для речитативов возможно употребление прозы. В издания либретто иногда включают ноты с целью дать основные темы сочинения или лучшие места. Когда вы идете в оперу, вы покупаете либретто. Это тоненькая книжечка, в которой напечатано подробное содержание каждого действия оперы и даже некоторые арии. Вы не всегда можете понять сами о чём идёт речь в опере, если не читали о ней.

Клавир — это сокращение длинного немецкого слова «клавираусцуг» (klavirauszug — дословно — извлечение из клавира). Так называют переложение партитуры вокально-симфонического произведения (оперы, оратории, кантаты и т.п.) для пения и фортепьяно или только для фортепьяно. Постепенно для удобства вторую половину этого чересчур длинного слова произносить перестали, и теперь в нотном магазине вы можете услышать: «Покажите мне, пожалуйста, клавир «Пиковой дамы».

Издание Гоппе. Типография Императорских Санкт-Петербургских театров

Издатель П.Юргенсон. Паровая скоропечатня П.Юргенсона

Издатель А.Гутхейль. Типография Московского университета

Издатель В.Бессель и Ко. Нотопечатное заведение В.Бессель и Ко. Паровая переплетная Яблонского

Издательство «Театральная библиотека Разсохина». Типография В.С.Траугот и Ко

Издание С.И.Зимина. Товарищество Скоропечатни А.А.Левенсона

Издательство Heugel & C

Издательство G.Recordi & C

Типография С.Л.Кинда. Либретто оперы «Князь Игорь» А.Бородина

Советские издания оперы А.П.Бородина «Князь Игорь»