«Спешите видеть! Чудо века!»

Печатная кинореклама конца XIX – начала XX вв.
из собрания Ярославского музея-заповедника
(к Году российского кино)

Автор: Ирина Зубатенко, хранитель документального фонда Ярославского музея-заповедника

2016 год – особый для российского кино. Во-первых, указом президента объявлено о проведении Года российского кино в целях привлечения внимания общества к российскому кинематографу. Кроме того, исполняется 120 лет с момента появления кино в России: в мае 1896 года с огромным успехом прошли первые киносеансы в Санкт-Петербурге и Москве, а вскоре с новым изобретением братьев Люмьер познакомились и в российской провинции.

Ранний кинематограф в России, также как и во всем мире, развивался как популярнейшее коммерческое развлечение и широко сопровождался громкой рекламой. Авторы первого справочника для российских кинематографистов «Вся кинематография» (1916) отмечали: «Редкая отрасль промышленности пользуется так широко всеми видами рекламы, как экран… Причина такой «рекламности» кинематографии кроется главным образом в быстром темпе ее жизни, в мимолетности существования ее произведений». Сама печатная кинореклама (афиши, программы, анонсы и объявления в газетах), в силу своего утилитарного назначения, была мимолетна и, вместе с этим, крайне информативна. До начала XX века в российской провинции преобладали текстовые афиши и программы, в которых грядущее событие описывалось во всех подробностях. Реклама чутко улавливала смену настроений и предпочтений зрителей и отражала развитие самого кинематографа. До настоящего времени это один из главных источников по истории раннего кино.


Городской театр
Утренние и вечерние спектакли с 26 декабря 1896 года по 8 января 1897 года
По окончании пьес будет демонстрироваться новейшее изобретение XIX века
СИНЕМАТОГРАФ или оживленная фотография в натуральную величину
(последние чудеса науки)
Зритель видит пред собой нечто совершенно невероятное:
на его глазах картина оживляется и все приходит в естественное движение –
идут люди, катятся экипажи, паровоз и вагоны летят на всех парах,
останавливаются у станции, выходят пассажиры, бегут носильщики,
знакомые целуются, рукопожатия, улыбки и т.п.;
плещутся волны моря, пена брызжет во все стороны;
разнообразная жизнь и движение передаются с изумительной точностью.

Ярославские губернские ведомости. 1896. 24 декабря.


Speshite_videt_1

Программа Ярославского городского театра. Синематограф Люмьера: в 4-х отделениях и 75-ти картинах.
24 июля 1897 г.
45,5 х 17,5.

Именно из печатной кинорекламы мы узнаем о первых киносеансах в Ярославле. Киносеансы в губернском городе прошли ровно через год после первой публичной демонстрации нового изобретения братьев Люмьер. Реклама святочного репертуара в Ярославском городском театре сообщала, что с 26 декабря 1896 года по 8 января 1897 года после утренних и вечерних спектаклей будет демонстрироваться новейшее изобретение XIX века – синематограф или «оживленная фотография в натуральную величину» (в программу было включено всего семь короткометражных картин). С 20 по 29 июля 1897 года в городском театре вновь прошли сеансы кинематографа. На этот раз демонстрировалась большая программа из 75 номеров (демонстратор – А.Т. Аксенов). Вместо заявленных трех представлений по настоятельной просьбе зрителей было дано семь, в том числе один благотворительный сеанс в пользу погорельцев города Любима. Каждый раз театр был переполнен восхищенной публикой, которая шумно встречала каждую «картину жизни» и требовала повторной демонстрации.

Speshite_videt_3

Объявление о демонстрации синематографа и электрического фонографа Эдисона в Угличе в доме Дурдина на Казанской улице. 16 – 18 марта 1897 г. Типография А.Х. Оппеля. г. Ростов. 74,2 х 50,0.

В уездных городах Ярославской губернии знакомство с синематографом состоялось не намного позднее. В документальном фонде Ярославского музея-заповедника содержится афиша о киносеансах в Угличе, устраиваемых демонстратором Туриковым в доме Дурдина на Казанской улице в марте 1897 года. Афиша примечательна тем, что свидетельствует о маршруте демонстратора «подвижного» кинематографа: она была напечатана в Ростове в типографии А.Х. Оппеля, а надпись о показах в Угличе была сделана от руки в специально оставленном для этого месте.

На рубеже столетий гастроли кинематографа в Ярославской губернии делаются регулярными, но в отсутствии системы кинопроката нечастыми – всего несколько раз в году. Раннее кино было яркой новинкой в ряду доступных городских развлечений. Оно представляло собой именно аттракцион в обыденном понимании этого слова — аппарат, производящий на своих зрителей сильное воздействие, технологическое новшество. Все это в превосходной степени было заявлено на афишах: «Знаменитый и единственный в мире аппарат движущейся живой во весь рост фотографии «Синематограф» Люмиэра (так писали фамилию известных братьев-изобретателей на русских афишах)», «синематограф или оживленная фотография Эдисона, поистине торжество гения знаменитого Эдисона», «чудо науки электротехники XIX века», «везде громадный успех!», «всюду фурор!». Для устранения конкурентов указывалось: «прошу не смешивать мой аппарат с бывшими здесь прежде», «все вышеозначенные картины еще никем в России не показаны», «первый раз в здешнем городе».

Объявление о демонстрации синематографа или оживлённой фотографии Эдисона в Угличе в доме Дурдина на Казанской улице. 3 – 5 мая 1898 г. Типография Маталаева. г. Углич. 62,5 х 44,2.

Объявление о демонстрации синематографа или оживлённой фотографии Эдисона в Угличе в доме Дурдина на Казанской улице. 3 – 5 мая 1898 г.
Типография Маталаева. г. Углич.
62,5 х 44,2.

Speshite_videt_5

Афиша Ярославского городского театра. Большой сеанс синематографа Люмьера: в 3-х отделениях и 50-ти картинах. 3 августа 1900 г. 79,5 х 71,0

Объявление об открытии музея восковых фигур и синематографа в Ярославле на Казанском бульваре с 21 августа 1905 года. Типолитография Г.А. Петражицкого. г. Ярославль. 44,0 х 35,0.

Объявление об открытии музея восковых фигур и синематографа в Ярославле на Казанском бульваре с 21 августа 1905 года.
Типолитография Г.А. Петражицкого. г. Ярославль.
44,0 х 35,0.


Реклама в газетах и афиши всевозможных синематографов, биоскопов, патеграфов, аниматографов и тауматографов (владельцы давали своим аттракционам названия, соответствующие модели приобретенного проекционного аппарата) помогают установить имена первых демонстраторов (зачастую, кроме имени об этих пионерах кино больше ничего неизвестно), место и репертуар первых киносеансов.

Вплоть до середины 1900-х годов в Ярославле кинематограф демонстрировался в городском театре. Театр был центром культурной жизни, доступным широким городским слоям (партер занимала состоятельная публика, а на галерке устраивались студенты, мелкие чиновники, служащие торговых заведений). Кроме того, сеансы давались в помещении Общества любителей музыкального и драматического искусства, Новом летнем театре в саду на Казанском бульваре, сдаваемом под коммерческие развлечения доме купцов Каатц на Власьевской улице (ныне ТЦ «Меркурий» на ул. Свободы). В уездном Ростове, например, кинокартины можно было увидеть в зале земства и в чайной общества трезвости. Как правило, программа состояла из отделений, демонстрировалось нескольких десятков короткометражек (длина ленты указывалась в аршинах) с музыкальным сопровождением и эстрадными номерами в антрактах. Ценовой диапазон был чрезвычайно широким: от 2 до 5 рублей за первые места до 15 копеек за места «парадиза» (для учащихся и нижних чинов действовали удешевленные цены).

Объявление об открытии синематографа Эдисона во время ярмарки в Ярославле на Ильинской площади. 1900-е гг. Типо-литография Э.Г. Фалька. г. Ярославль. 56,5 х 41,8.

Объявление об открытии синематографа Эдисона во время ярмарки в Ярославле на Ильинской площади. 1900-е гг.
Типо-литография Э.Г. Фалька. г. Ярославль.
56,5 х 41,8.

Афиша театра синематографа в Ростове на Ярмарочной площади. 27 февраля 1903 г. Типография А.Х. Оппеля. г. Ростов. 35,2 х 26,3.

Афиша театра синематографа в Ростове на Ярмарочной площади. 27 февраля 1903 г.
Типография А.Х. Оппеля. г. Ростов.
35,2 х 26,3.

Объявление о сеансах синематографа во время ярмарки в Ростове в феврале 1904 года. Типография А.Ф. Барщевского. г. Ростов. 53,1 х 35,3.

Объявление о сеансах синематографа во время ярмарки в Ростове в феврале 1904 года.
Типография А.Ф. Барщевского. г. Ростов.
53,1 х 35,3.


Афиша спектакля электрического театра в пользу Ростовского дамского комитета Российского общества Красного Креста в зале земства в Ростове на Заровской улице. 27 февраля 1904 г. Типография А.Х. Оппеля. г. Ростов. 56,0 х 35,4.

Афиша спектакля электрического театра в пользу Ростовского дамского комитета Российского общества Красного Креста в зале земства в Ростове на Заровской улице.
27 февраля 1904 г.
Типография А.Х. Оппеля. г. Ростов.
56,0 х 35,4.

Афиша спектакля американского биоскопа в Ростове в ротонде городского сада. 22 июня 1906 г. Типография А.Х. Оппеля. г. Ростов. 65,0 х 47,5.

Афиша спектакля американского биоскопа в Ростове в ротонде городского сада. 22 июня 1906 г.
Типография А.Х. Оппеля. г. Ростов.
65,0 х 47,5.

Афиша электрического театра «Дивертисмент» в Ростове на ярмарочной площади. Март 1908 г. Типография А.Х. Оппеля. г. Ростов.

Афиша электрического театра «Дивертисмент» в Ростове на ярмарочной площади. Март 1908 г.
Типография А.Х. Оппеля. г. Ростов.


В начале ХХ века синематограф превратился в одно из самых популярных общедоступных «зрелищ и увеселений» на городских площадях. Народные гуляния с балаганами во время ярмарок, по праздникам и воскресным дням привлекали не только «простую», но и «чистую» публику, а также крестьян из близлежащих сел и деревень. Представления устраивались во временных покрытых тесом, парусиной или брезентом сооружениях из досок. Подобные киносеансы не предполагали какого-либо комфорта – часть зрителей сидела на деревянных скамьях, часть стояла, помещение могло не отапливаться. Зато цена за сеанс была доступной (5 – 10 копеек). Часто для большей коммерческой выгоды показом кинокартин дополняли свою программу гастролирующие цирки и паноптикумы.

Неизменным зрительским успехом пользовались ставшие классическими первые картины братьев Люмьер («Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер», «Политый поливальщик»), чудесные феерии Жоржа Мельеса («Золушка», «Мальчик с пальчик», «Грандиозное путешествие на Луну», «Орлеанская дева»), «картины важнейших торжеств и европейских событий» (коронация Николая II в Москве в 1896 году, Всемирная Парижская выставка 1900 года). Нередко «снятая на месте действий» актуальная политическая и военная хроника на самом деле оказывалась инсценировкой, игровым фильмом, приносившим немалую коммерческую выгоду. Например, «Сцены из русско-японской войны», вызвавшие чрезвычайный интерес русских зрителей, были сняты под Парижем французским режиссером Люсьеном Нонге по заказу фирмы «Пате».

Неожиданно оказывается, что первые кинозрители были знакомы и с цветным, и со звуковым кино. В программу обязательно входили фильмы «в натуральных красках» – раскрашенные от руки (кисточкой раскрашивался каждый кадр) или снятые с трех объективов (тогда изображение было нечетким). Интерес вызывали попытки озвучить картины, создать с помощью разнообразных устройств (от граммофона до кинетофона) «поющий и говорящий синематограф» («публика не чувствует себя как на простых сеансах синематографа, а в больших русских, французских, германских, итальянских оперных театрах»).

Объявление о сеансе поющего и говорящего синематографа в помещении Ярославского общества любителей музыкально-драматических искусств. 15 октября 1906 г. Типолитография Э.Г. Фалька. г. Ярославль. 70,0 х 50,0.

Объявление о сеансе поющего и говорящего синематографа в помещении Ярославского общества любителей музыкально-драматических искусств. 15 октября 1906 г.
Типолитография Э.Г. Фалька. г. Ярославль.
70,0 х 50,0.

Объявление о втором и последнем сеансе поющего и говорящего синематографа в помещении Ярославского общества любителей музыкально-драматических искусств. 20 октября 1906 г. Типолитография Э.Г. Фалька. г. Ярославль. 76,0 х 50,5.

Объявление о втором и последнем сеансе поющего и говорящего синематографа в помещении Ярославского общества любителей музыкально-драматических искусств. 20 октября 1906 г.
Типолитография Э.Г. Фалька. г. Ярославль.
76,0 х 50,5.


Повсеместное появление стационарных кинотеатров в России исследователи относят к 1907 – 1908 годам, когда окончательно утвердилась система проката. В Ярославской губернии раньше и с большим размахом электротеатры появились в губернском центре. С ноября 1907 года на Власьевской улице действовал электротеатр «Волшебные грезы», собственность ярославского купца Григория Ивановича Либкена. Весной 1908 года открылся Летний театр «Рекорд» на Казанском бульваре, в сентябре Гранд-электротеатр «Рекорд» (Зимний) на Власьевской улице и «Отдых» в здании депо Вольно-пожарного общества на Сенной площади (владельцем этих электротеатров был крестьянин Московской губернии Иван Михайлович Бобринов). В 1910 И.М. Бобринов открыл на Большой Федоровской улице электротеатр «Забава» и взял у Г.И. Либкена «Волшебные грезы» в аренду на три года (именно Бобринова ярославская пресса называла местным «электрическим королем»). Кинотеатры появились в местах народных гуляний на городских окраинах и в рабочих районах. В губернском центре таких электротеатров «для народа» было большинство – «Отдых», «Гигант», «Прогресс», «Модерн» на Сенной площади и «Забава», «Восторг», «Триумф» за Которослью. Накануне Первой мировой войны в Ярославле по проектам губернского архитектора Г.В. Саренко были построены здания, специально спроектированные под кинотеатры: здание Общества взаимного вспоможения частному служебному труду с «Художественным» электротеатром (1913) и электротеатр И.Е. Полякова (1914).

С 1910-х кинематограф прочно вошел в жизнь ярославского обывателя. Как правило, электротеатры были рассчитаны на 200 – 250 зрителей, но некоторые залы вмещали до 500 человек. С 14 до 18 часов шли дневные детские сеансы, а вечерние представления начинались с 18 – 19 часов и заканчивались около 23 часов. Горожане, предпочитавшие респектабельный отдых, выбирали расположенные в центральной части «Волшебные грезы», Летний и Зимний «Рекорд» в Ярославле, «Ренессанс» в Рыбинске, «Варьете» в Ростове. Реклама этих заведений обещала зрителю комфорт и оснащение по последнему слову техники. Тем не менее, цены в этих электротеатрах были доступными: от 15 – 25 копеек для учащихся до 40 – 50 копеек за первые места. В отличие от кинотеатров в центре города, которые работали ежедневно, «народные» электротеатры действовали сначала только в воскресные дни, а со временем сеансы стали устраиваться два-три раза в неделю. Цены в таких кинотеатрах были на порядок ниже: от 5 до 20 копеек.


Электротеатр «Волшебные грезы»

Вновь отремонтирован, шикарно обставлен. Будка вынесена за каменную стену. Роскошная обстановка. При театре будет фруктовый и чайный буфет. Вешалка бесплатно. На зимний сезон приглашен чудный бальный оркестр, все музыканты, окончившие консерваторию. Театр будет освещаться собственной электрической станцией. Программа будет меняться три раза в неделю. В виду того, что у меня имеется прокатная контора в Москве, я в состоянии давать такую серию картин, что ни один из театров не сможет конкурировать. Будет поставлен действительно хороший поющий аппарат, полное совпадение звуков с картиной, ничего общего с теперешним не имеющий.

С почтением,
дирекция Г.И. Либкена

Голос. 1909. 28 августа.


Программа электротеатра «Волшебные грезы» в Ярославле. Ухарь – кузнец: русская быль. 1 октября 1909 г. Фотоцинкография Торгового дома А. Генегара и Ко. г. Москва. Типолитография Торгового дома А.Г. Фальк и Ко. г. Ярославль. 26,8 х 18,4.

Программа электротеатра «Волшебные грезы» в Ярославле. Ухарь – купец: русская быль. 1 октября 1909 г.
Фотоцинкография Торгового дома А. Генегара и Ко. г. Москва.
Типолитография Торгового дома А.Г. Фальк и Ко. г. Ярославль.
26,8 х 18,4.

Программа электротеатра «Волшебные грезы» в Ярославле. Ухарь – кузнец: русская быль. 1 октября 1909 г. (оборот)

Программа электротеатра «Волшебные грезы» в Ярославле. Ухарь – купец: русская быль. 1 октября 1909 г. (оборот)

Программа театра «Модерн» в Ярославле в здании Нового театра на Власьевской улице. 22 мая 1908 г. Типография Л.П. Гольдиной. г. Ярославль. 36,6 х 14,8.

Программа театра «Модерн» в Ярославле в здании Нового театра на Власьевской улице. 22 мая 1908 г.
Типография Л.П. Гольдиной. г. Ярославль.
36,6 х 14,8.

Программа театра «Модерн» в Ярославле в здании Нового театра на Власьевской улице. 22 мая 1908 г. (оборот)

Программа театра «Модерн» в Ярославле в здании Нового театра на Власьевской улице. 22 мая 1908 г. (оборот)


Программа Летнего театра и сада «Рекорд» в Ярославле на Казанском бульваре. Комедия-фарс «Дорога в ад» С.О. Сабунова, в заключение сеанс синематографа. 1 июля 1908 г. Типография Л.П. Гольдиной. г. Ярославль. 28,5 х 15,0.

Программа Летнего театра и сада «Рекорд» в Ярославле на Казанском бульваре. Комедия-фарс «Дорога в ад» С.Ф. Сабурова, в заключение сеанс синематографа. 1 июля 1908 г.
Типография Л.П. Гольдиной. г. Ярославль.
28,5 х 15,0.

Программа Гранд-электротеатра «Рекорд» в Ярославле на Казанском бульваре. 9 августа 1908 г. Тип. Л.П. Гольдиной. г. Ярославль. 37,4 х 16,8.

Программа Гранд-электротеатра «Рекорд» в Ярославле на Казанском бульваре. 9 августа 1908 г.
Тип. Л.П. Гольдиной. г. Ярославль.
37,4 х 16,8.

Программа Гранд-электротеатра «Рекорд» в Ярославле в доме Некрасова на Власьевской улице. 30 ноября 1908 г. Тип. Л.П. Гольдиной. г. Ярославль. 24,3 х 15,1.

Программа Гранд-электротеатра «Рекорд» в Ярославле в доме Некрасова на Власьевской улице. 30 ноября 1908 г.
Тип. Л.П. Гольдиной. г. Ярославль.
24,3 х 15,1.


Программа Гранд-электротеатра «Рекорд» в Ярославле в доме Некрасова на Власьевской улице. 21 января 1909 г. Тип. Л.П. Гольдиной. г. Ярославль. 24,7 х 14,8.

Программа Гранд-электротеатра «Рекорд» в Ярославле в доме Некрасова на Власьевской улице. 21 января 1909 г.
Тип. Л.П. Гольдиной. г. Ярославль.
24,7 х 14,8.

Программа Летнего сада в Ярославле на Казанском бульваре. Русский женский хор Л.Ф. Кулеша и сеанс синематографа. 27 июня 1910 г. Типография Овсеевича. г. Яроcлавль. 24,9 х 15,1.

Программа Летнего сада в Ярославле на Казанском бульваре. Русский женский хор Л.Ф. Кулеша и сеанс синематографа. 27 июня 1910 г.
Типография Овсеевича. г. Яроcлавль.
24,9 х 15,1.

Программа летнего театра «Рекорд» в Ярославле на Казанском бульваре. Драма «Судьба играет человеком» и др. 21 мая 1912 г. г. Ярославль. 36,1 х 17,3.

Программа летнего театра «Рекорд» в Ярославле на Казанском бульваре. Драма «Судьба играет человеком» и др. 21 мая 1912 г.
36,1 х 17,3.


Программа электротеатра «Звезда» в Ростове в Городском саду. 2 августа 1909 г. Типография С.П. Сорокина. 27,9 х 14,2.

Программа электротеатра «Звезда» в Ростове в Городском саду. 2 августа 1909 г.
Типография С.П. Сорокина.
27,9 х 14,2.

Программа электротеатра «Звезда» в доме Смолина в Ростовском кремле. 6 февраля 1909 г. Типография А.X. Оппеля. г. Ростов. 27,0 х 17,1.

Программа электротеатра «Звезда» в доме Смолина в Ростовском кремле. 6 февраля 1909 г.
Типография А.X. Оппеля. г. Ростов.
27,0 х 17,1.

Программа электротеатра «Варьете» в Ростове. 31 декабря 1911 г. Типография А.X. Оппеля. г. Ростов. 38,0 х 38,2.

Программа электротеатра «Варьете» в Ростове. 31 декабря 1911 г.
Типография А.X. Оппеля. г. Ростов.
38,0 х 38,2.


Реклама в кинематографии

По содержанию объявление должно быть, возможно, сжатым, ясным и интересным, сдержанным, некрикливым; вызывать интерес к картине, давая о ней известное представление читателю перечислением всего, чем выделяется эта картина. Трафаретные выражения вроде: «сенсация!!», «шедевр!!» и т.д. уже недействительны; вообще все эпитеты и восклицательные знаки уже слишком затрепаны и не производят никакого впечатления.

Помимо журнальной рекламы – при рациональной постановке дела – необходимы еще изящно отпечатанные и литературно составленные описания картин и плакаты. Из более дешевых – можно печатать обыкновенным типографским способом, обращая внимание на шрифты, их расположение и рамки. Текст на плакате дается крайне сжатый и крупный, так, чтобы его можно было прочитать на некотором расстоянии и с одного взгляда.

Театры с небольшим количеством мест (до 250) не могут рекламировать себя. Окраинные театры, не могущие рассчитывать на приток из центра – тоже не могут рекламировать. Зато театр в центре, с большим количеством мест, не может работать вполне успешно без рекламы. Наиболее рациональным видом рекламы для театров следует считать именно газетную, в отделе зрелищ. Здесь также следует обратить внимание на то, чтобы объявление выделялось, не было излишне перегружено текстом, имело оригинальную рамку; чтобы название театра было постоянно и во всех газетах изображено характерным набором (клише). Программа (главная картина) должны заинтересовать читателя не только названием, а также и указанием на какую-либо привлекательную для публики особенность (определение сюжета, перечень артистов и т. д.).

Вся кинематография. Настольная адресная и справочная книга. М., 1916.


Публика вне зависимости от уровня образования, социального положения, возраста охотно смотрела мелодрамы, комедии, детективы, экранизации произведений литературы, научные фильмы, документальную хронику, которые составляли обычный репертуар кинематографа. Нередко в кинотеатрах давали представления гастролирующие артисты, по праздникам устраивались семейные, танцевальные и костюмированные вечера. Обычной практикой для электротеатров губернии стали бесплатные или по сниженным ценам киносеансы для детей.

Владельцы электротеатров стремились наполнить программу новинками кинопроката. Особенно это удавалось Г.И. Либкену: например, в 1909 году в «Волшебных грезах» была продемонстрирована первая русская цветная картина «Ухарь-купец» (производство Московского отделения фирмы «Пате») – одновременно со столичной премьерой! В целях конкуренции, программа менялась три раза в неделю (в каждом кинотеатре демонстрировалась своя программа). После сеансов в центральных кинотеатрах картины уходили на «вторые экраны» – в «народные» электротеатры. В программу входили две-три драмы, научная, одна-две видовых, три-четыре комических картины; к 1914 – 1915 годам основное место стала занимать полнометражная драма, а киносеанс увеличился с 45 минут до 1,5 – 2 часов. К каждому сеансу электротеатры заказывали изящно оформленные программы-либретто, в которых подробно пересказывалось содержание фильма. Имена кинозвезд становились необходимой частью рекламы. Популярностью пользовались французские комедии с участием Макса Линдера и Андре Дида (русская публика дала ему прозвище «Глупышкин»), русские «психологические драмы» с признанными звездами «полотняного неба» Верой Холодной и Иваном Мозжухиным, серии с убийствами: «Фантомас» (реж. Л. Фейад, 1913 – 1914) и уголовная драма о похождения известного московского разбойника «Сашка-семинарист» (Т-во «И. Ермольев», 1915). С началом Первой мировой войны в программу обязательно включали военную хронику и патриотические фильмы, а сбор от продажи программ-либретто шел в пользу семейств запасных, ушедших на войну, на противогазы или на подарки солдатам к праздникам.

Программа летнего театра «Рекорд» на Казанском бульваре. 6 августа 1914 г. Типография Овсеевича. г. Яроcлавль. 26,4 х 17,4.

Программа летнего театра «Рекорд» на Казанском бульваре. 6 августа 1914 г.
Типография Овсеевича. г. Яроcлавль.
26,4 х 17,4.

Программа летнего театра «Рекорд» на Казанском бульваре. 6 августа 1914 г. (оборот)

Программа летнего театра «Рекорд» на Казанском бульваре. 6 августа 1914 г. (оборот)

Программа Художественного электротеатра в Ярославле на Борисоглебской улице. Драма «Неудача женщины-шпионки» и др. 11 декабря 1914 г. 36,0 х 15,0.

Программа Художественного электротеатра в Ярославле на Борисоглебской улице. Драма «Неудача женщины-шпионки» и др. 11 декабря 1914 г.
36,0 х 15,0.


Программа Художественного электротеатра в Ярославле на Борисоглебской улице. Драма «Неудача женщины-шпионки» и др. 11 декабря 1914 г. (оборот)

Программа Художественного электротеатра в Ярославле на Борисоглебской улице. Драма «Сила таинственного» и др. 29 декабря 1914 г. 30,5 х 15,3.

Программа электротеатра «Рекорд» в Ярославле на Власьевской улице. Выдающийся колоссальный боевик текущего сезона «Фантомас» (5-я серия). 30 декабря 1914 г. Типография Овсеевича. г. Яроcлавль. 24,4 х 16,1.

Программа электротеатра «Рекорд» в Ярославле на Власьевской улице. Выдающийся колоссальный боевик текущего сезона «Фантомас» (5-я серия). 30 декабря 1914 г.
Типография Овсеевича. г. Яроcлавль.
24,4 х 16,1.

Анонс премьеры художественной исторической драмы «Стенька Разин» (постановка Г.И. Либкена) в Художественном электротеатре // Голос. 1915. 6 января.

Программа электротеатра «Рекорд» в Ярославле на Власьевской улице. Выдающийся колоссальный боевик текущего сезона «Фантомас» (5-я серия). 30 декабря 1914 г. (оборот)


Программа Художественного электротеатра в Ярославле на Борисоглебской улице. Картины «Сцены из цыганской жизни», «На растерзание львов» и др. Демонстрация кинетофона Эдисона. 2 апреля 1915 г. 28,2 х 16,0.

Программа Художественного электротеатра в Ярославле на Борисоглебской улице. Картины «Сцены из цыганской жизни», «На растерзание львов» и др. Демонстрация кинетофона Эдисона. 2 апреля 1915 г.
28,2 х 16,0.

Программа электротеатра «Рекорд» в Ярославле в доме Некрасова на Власьевской улице. Уголовная драма «Сашка-семинарист» (1-я серия). 10 апреля 1915 г. Типография Овсеевича. г. Яроcлавль. 28, 2 х 16,1.

Программа электротеатра «Рекорд» в Ярославле в доме Некрасова на Власьевской улице. Уголовная драма «Сашка-семинарист» (1-я серия). 10 апреля 1915 г.
Типография Овсеевича. г. Яроcлавль.
28, 2 х 16,1.

Программа электротеатра «Рекорд» в Ярославле в доме Некрасова на Власьевской улице. Уголовная драма «Сашка-семинарист» (1-я серия). 10 апреля 1915 г. (оборот)

Программа электротеатра «Рекорд» в Ярославле в доме Некрасова на Власьевской улице. Уголовная драма «Сашка-семинарист» (1-я серия). 10 апреля 1915 г. (оборот)


Программа электротеатра «Рекорд» в Ярославле в доме Некрасова на Власьевской улице. Криминальная драма «Сашка-семинарист» (2-я серия). 30 апреля 1915 г. Типография Овсеевича. г. Яроcлавль. 28,5 х 15,8.

Программа электротеатра «Рекорд» в Ярославле в доме Некрасова на Власьевской улице. Криминальная драма «Сашка-семинарист» (2-я серия). 30 апреля 1915 г.
Типография Овсеевича. г. Яроcлавль.
28,5 х 15,8.

Программа электротеатра «Рекорд» в Ярославле в доме Некрасова на Власьевской улице. Криминальная драма «Сашка-семинарист» (2-я серия). 30 апреля 1915 г. (оборот)

Программа электротеатра «Рекорд» в Ярославле в доме Некрасова на Власьевской улице. Криминальная драма «Сашка-семинарист» (2-я серия). 30 апреля 1915 г. (оборот)

Программа Летнего кинотеатра в Ярославле на Казанском бульваре. Уголовная драма «Сашка-семинарист» (3-я и последняя серия). 14 мая 1915 г. 42,0 х 15,7.

Программа Летнего кинотеатра в Ярославле на Казанском бульваре. Уголовная драма «Сашка-семинарист» (3-я и последняя серия). 14 мая 1915 г.
42,0 х 15,7.

Программа электротеатратеатра «Модерн» в Ярославле на Сенной площади. Драма «Жизнь в смерти» (постановка Е.Ф. Бауэра) и др. 21 июня 1915 г. Типография К.Ф. Некрасова. г. Ярославль. 34,6 х 17,4.

Программа электротеатра «Модерн» в Ярославле на Сенной площади. Драма «Жизнь в смерти» (постановка Е.Ф. Бауэра) и др. 21 июня 1915 г.
Типография К.Ф. Некрасова. г. Ярославль.
34,6 х 17,4.


Накануне революционного 1917 года кинематограф был в равной степени модным увлечением состоятельной публики и частью праздничного и воскресного отдыха рабочего и служащего люда. Зрители верили кинорекламе, обещавшей рассказать о сильных чувствах и поразительных событиях, показать дальние страны или рассмешить. По популярности у кинематографа не было соперников. Об этом свидетельствуют цифры: в 1916 году в России было продано не менее 150 миллионов билетов в кинотеатры, т.е. в среднем на каждую прочитанную книгу приходилось пять – шесть посещений кинематографа, а на каждый проданный театральный билет – десять – двенадцать кинематографических билетов.

Speshite_videt_48Ярославские электротеатры
Начало ХХ века

  1. «Волшебные грезы» – открыт в ноябре 1907 г. в доме Г.И. Либкена на Власьевской улице, владелец Г.И. Либкен. Осенью 1910 г. электротеатр передан И.М. Бобринову в аренду на три года. С осени 1913 г. вновь дирекция Г.И. Либкена. В сентябре 1914 г. Г.И. Либкен передал «Волшебные грезы» под госпиталь. В 1918 – 1923 гг. кинотеатр «Арс». В 1924 г. здание передано Ярославскому губисполкому, а в 1933 г. – Ярославскому отделению ОСОАВИАХИМа.
  2. «Модерн» – открыт весной 1908 г. в здании Нового театра на Власьевской улице, действовал один сезон.
  3. Летний театр «Рекорд» – открыт в мае 1908 г. на Казанском бульваре в саду Э.А. Бутлера, владелец И.М. Бобринов. Первый сезон назывался «Гранд-электротеатр «Рекорд», в 1909 – 1914 гг. – Летний театр «Рекорд», в 1915 г. – Летний «Кинотеатр». В мае 1914 г. наследники И.М. Бобринова передали здание театра в аренду К.С. Вышинскому и владельцу московского электротеатра «Палас» И.И. Дроздову, с декабря 1915 г. единственный арендатор И.И.Дроздов, в мае 1916 года он устраивает в здании Интимный театр художественных миниатюр.
  4. Гранд-электротеатр «Рекорд» (Зимний) – открыт в сентябре 1908 г. в доме Некрасова на Власьевской улице, владелец И.М. Бобринов. В мае 1914 г. наследники И.М. Бобринова передали электротеатр в аренду К.С. Вышинскому и владельцу московского электротеатра «Палас» И.И. Дроздову, с сентября 1914 г. единственный арендатор К.С. Вышинский.
  5. «Отдых» – открыт в сентябре 1908 г. в здании депо Ярославского вольно-пожарного общества на Сенной площади, владелец И.М. Бобринов.
  6. «Рояль-Вiо» – открыт в феврале 1910 г. в здании цирка Труцци на Сенной площади, вновь открыт на зимний сезон 1913/14 гг. под названием «Гигант», владелец Г.И. Либкен.
  7. «Восторг» – открыт в апреле 1910 г. в доме Б.Н. Клирикова на Большой Федоровской улице, владелец Н.С. Волков.
  8. «Забава» – открыт в октябре 1910 г. в здании бывшего завода А.А. Ганшина на Большой Федоровской улице, владелец И.М. Бобринов.
  9. «Модерн» – открыт в 1912 г. на Сенной площади.
  10. «Прогресс» – открыт в 1912 г. на Сенной площади.
  11. «Художественный» – открыт в ноябре 1913 г. в здании Общества взаимного вспоможения частному служебному труду на Борисоглебской улице, собственность Общества. Архитектор Г.В. Саренко. В октябре 1915 г. Общество передало здание под госпиталь. С 1924 г. кинотеатр «Арс».
  12. «Триумф» – открыт в ноябре 1913 г. на углу Большой Федоровской и Подосеновской улиц, владельцы В.Г. и Н.В. Долинкины и Д.И. Коновалов.
  13. Электротеатр И.Е. Полякова – разрешение на постройку получено в мае 1914 г. (здание на углу Власьевской и Духовской улиц). Архитектор Г.В. Саренко. Свидетельств о деятельности электротеатра в 1914 – 1917 гг. не обнаружено. В 1927 г. открыт под названием «Горн».

Источники и литература

  • Вишневский В.Е. Документальные фильмы дореволюционной России. 1907 – 1916. М.: «Музей кино», 1996.
  • Вишневский В.Е. Художественные фильмы дореволюционной России. М.: Госкиноиздат. 1945.
  • Вся кинематография. Настольная адресная и справочная книга. Под редакцией Ц.Ю. Сулиминского. М.: Издание Ж. Чибрарио де Годэн, 1916.
  • Гинзбург С.С. Кинематография дореволюционной России. М.: Издательство «Икусство», 1963.
  • Зоркая Н.М. На рубеже столетий: У истоков массового искусства в России 1900 – 1910 годов. М.: Издательство «Наука», 1976.
  • Лихачев Б.С. Кино в России (1896 – 1926) Материалы по истории русского кино. Ч. 1. 1896 – 1913. Л.: «Academia», 1927.
  • Луговая А.В. Становление массовой культуры в российской провинции (по материалам Ярославской губернии, 1890-е – 1917 гг.): / Дис. … канд. ист. наук / ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 2013.
  • Садуль Ж. Всеобщая история кино. Т. 1-3. М.: Государственное издательство «Икусство», 1958 – 1961.
  • Самутина Н.В. FAQ: Кино аттракционов. 8 фактов об особенностях раннего кино XIX — начала XX века. Режим доступа: http://postnauka.ru/faq/27805.
  • Цивьян Ю.Г. Историческая рецепция кино. Кинематограф в России. 1896 – 1930. Рига: «Зинатне», 1991.
  • Янгиров Р.М. К истории русской «деми-литературы» 1900 – 1910-х гг. // Тыняновский сборник. Вып. 13: XII-XIII-XIV Тыняновские чтения. Исследования. Материалы. М.: Водолей, 2009. С. 169 – 236.