Рама XVIII в. от иконы Богоматери Казанской. (Реставрация и открытие).

Автор: Л.Л.Полушкина

Ярким образцом провинциального искусства иконописи начала 1740-х гг.  является рама со Сказанием от иконы Богоматери Казанской, находящаяся в собрании Ярославского музея-заповедника.*  Она происходит из церкви Иоакима и Анны села  Лучинского бывшей Крестобогородской волости, ныне – Ярославского района.

Рама от иконы Богоматери Казанской.

Рама от иконы Богоматери Казанской.

Церковь была возведена в 1736 г. на средства прихожан, и в настоящее время представляет собой каменный пятиглавый храм с колокольней. Летний и зимний храмы разделяются аркой. В летней церкви находятся два престола: главный – во имя святых Иоакима и Анны и второй престол – во имя великомученицы Екатерины. В трапезе зимней церкви – также два престола – святителя Димитрия Ростовского и святителя Николая Чудотворца.

Известный ростовский историк, краевед и археограф Андрей Александрович Титов писал в 1883 г. о церкви в селе Лучинском:  «Внутренность храма довольно прилична: как в теплом, так и в холодном  храме стены покрыты хорошей живописью; иконостас холодной церкви украшен золоченой резьбой, иконы в нем греческого письма  и частью обложены апликовыми ризами, равно как и в теплой церкви». В заключение А.А.Титов отмечает: «Каких-либо замечательных предметов и старинных вещей в церкви нет». В другом источнике указывается, что чтимой святыней храма являлась икона Богоматери «Взыскание погибших». Казанская икона Богоматери со Сказанием в обоих случаях не упоминается.

О происхождении рамы из этой церкви и о ее заказчике сообщается в последней части пространной вкладной надписи в картуше, расположенном в нижней части иконы на ее лицевой стороне. «В лето 7087 (1679 г.) при державе благочастиваго и христолюбиваго государя царя великого князя Иоанна Василиевича всея Росcии самодержца при святейшем митрополите Антонии Московском и всея России и при архиепископе Иеремии Казанском бысть явление иконы пресвятыя Богородицы  во граде Казани по (б)ывшем пожаре иже бысть в лето оно иулиа в 18 день от места идеже загореся близ церкви святого Николая иже зовется Тулски бе двор некоего воина именем Даниила Онучина и от того место и яко каменовержение явися икона пресвятыя Богородицы некоего воина дщери именем Матроне выше изображенным образом.

1741 июля в 5 ден написася сей святый образ тщанием честнейшаго  господина маэора Иоанна Григорьевича Кокотцова в приходскую его церковь село Лучинское».

Картуш с текстом к иконе.

Картуш с текстом к иконе.

Село Лучинское находилось во владении ярославских дворян Коковцевых, известных по дворянскому гербовнику с XVII в., и с этого времени переходило по наследству. Существовала разница в написании фамилии: в одном случае – Кокотцов, в другом – Коковцев. Тем не менее, владельцы обеих фамилий связаны с селом Лучинским и церковью Иоакима и Анны, и с большой долей уверенности можно считать, что в картуше использован более ранний вариант написания фамилии.

В разное время  Коковцевым  принадлежало около 30 крестьян в этом селе. Существовало две ветви в роду Коковцевых. Заказчик рамы для иконы Богоматери Казанской, вероятно, относился к ветви, в которой было немало военных. Так, Лаврентий Иванович Коковцов принимал участие в боях во время осады Смоленска в 1634 г. Матвей Григорьевич являлся бригадиром флота в 1880-х гг. Помня, что образ Казанской иконы Богоматери всегда почитался в России защитой от чужеземных вторжений и даровал победу в военных сражениях, можно объяснить характер заказа майора И.Г. Кокотцеова.

Наличие рамы с 14-ю клеймами, в которых иллюстрируется история обретения первообраза чудотворной иконы Богоматери Казанской, свидетельствует о том, что когда-то она дополняла ныне не выявленный или не сохранившийся, возможно, более древний Богородичный образ.

Рама содержит 14 клейм с золотыми разгранками. Все композиции посвящены истории иконы, только в параллельно расположенных 7-ом и 8-ом клеймах представлены первое и второе чудо от образа Богоматери. Над 12-ю клеймами на горизонтально развернутых свитках имеются тексты, поясняющие их сюжеты. Заново прочесть эти пространные надписи к клеймам, как и текст в картуше, позволило проведение раставрации рамы в течение 2005 и начале 2006 г. реставратором музея-заповедника И.Б. Бартеневой. При этом была установлена дата создания рамы – 1741 г.

Литературной основой сюжетов клейм является Сказание, согласно которому Богородица явила свою чудотворную икону в городе Казани для утверждения христианской веры среди жителей присоединенного в 1552 г.  Казанского ханства, во времена царствования Ивана Грозного. В июне 1579 г. трижды являлась во сне Богородица Матроне – дочери Даниила Онучина. Она велела сообщить воеводам и архиепископу Иеремии, чтобы они обрели в земле икону Богоматери. Так как словам Матроны не придали значения, то она с помощью матери откопала образ. Икону крестным ходом принесли в ближайший Никольский храм, а затем поставили в казанском Благовещенском соборе. Список с обретенной иконы и описание чудес от нее были посланы царю Ивану Грозному, который повелел возвести на месте  явления чудотворно образа храм и основать женский монастырь. Сказание было составлено священником Казанской церкви Николая Чудотворца в Гостином ряду, который участвовал в событиях обретения иконы в 1579 г. Приняв иночество, он стал игуменом, а затем архимандритом казанского Спасо-Преображенского монастыря, впоследствии – патриархом Ермогеном.  Существует предположение, что патриарх Ермоген являлся составителем первого, краткого варианта Сказания о явлении иконы Казанской Богоматери и чудесах ее, отправленного царю Ивану Грозному. Пространная редакция была написана им в 1594 г. в связи со строительством церкви Богоматери в Казанском монастыре.

В живопись рамы от иконы Богоматери Казанской соединились иконописная традиция и преобладающие мотивы барокко. Динамика изображения достигается энергичными позами и сложными ракурсами персонажей, и красноречивыми жестами. При построении композиций в нескольких клеймах иконописец применяет один и тот же прием – полное или частичное расположение фигур по диагонали. Полны эмоций «живоподобно» исполненные лики. Занавеси в нижних клеймах сложно-драпированы. Иконописец мастерски передает пространственную глубину палат с высокими колоннами.

Цветовая гамма  построена в основном на двух цветах: плотно положенном на фонах густом зеленом цвете и красном – во всем разнообразии его оттенков: от звучного алого, карминного, до темно-вишневого. Золотом расцвечены складки одежд, облачения священников, короны, поручи и другие детали. Барочные мотивы присутствуют в изощренной форме престолов, орнаментированных  резьбой растительного характера. Пышный стилизованный растительный орнамент по рамке и внутреннему краю рамы написаны «под чернь» по золотому фону.

Иконы Богоматери Казанской являются одними из самых распространенных среди богородичных образов. Им посвящены многие российские храмы, прославленные столичные соборы – на Красной площади в Москве, на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. В центральной части Ярославля расположен женский Казанский монастырь. Большая часть икон представляет собой изображение Богоматери с Младенцем Христом. Иконы с иллюстрацией Сказания встречаются редко. Рама от иконы из собрания Ярославского музея-заповедника уникальна, так как имеет дату ее создания и имя  заказчика. Она является вкладной в храм, который сохранился до наших дней.

*123,7х87,3
Экспонируется в экспозиции исторического отдела музея