«Невольно к этим грустным берегам меня влечет неведомая сила…»

Автор: зав. Мемориальным домом-музеем Л.В.Собинова Алла Аносовская

В 2013 году в доме Л.В.Собинова прдолжаются ремонтно-реставрационные работы. Мемориальный дом-музей Л.В.Собинова Скоро возобновит свою работу. В предверии этого события мы начинаем цикл виртуальных выставок, посвященных юбилейным датам, ярким событиям ярославской и российской музыкальной жизни XIX-XX вв. По объективным причинам не все материалы собиновской коллекции могут быть представлены в экспозиции, но без них была бы недостаточно полной история жизни и творчества Л.В. Собинова. Такая выставка дает возможность познакомиться с уникальными экспонатами музейного собрания.

Открывает этот цикл выставка, посвященная истории постановок в России оперы «Русалка» А.С. Даргомыжского. В галерее сценических образов, созданных Л.В. Собиновым на российской оперной сцене, особенное место принадлежит партии Князя. В репертуаре артиста было не так много опер русских композиторов и «Русалка» дала ему возможность обратиться к тем основам народной песенной культуры, на которой сформировался его природный певческий талант.

 

К 200-летию со дня рождения композитора А.С. Даргомыжского

Даргомыжский

Александр Сергеевич Даргомыжский
1813-1869 гг.

В феврале месяце исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося русского композитора Александра Сергеевича Даргомыжского. Его творчество оказало огромное влияние на развитие всего русского музыкального искусства XIX века.

А.С. Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке. Решающую роль в его собственном музыкальном развитии сыграла встреча с родоначальником русской классической музыки Михаилом Ивановичем Глинкой в 1835 г. В своем творчестве А.С. Даргомыжский сознательно культивировал русский музыкальный стиль, созданный М. Глинкой

Главное произведение композитора — опера «Русалка» по одноименной драматической поэме Александра Сергеевича Пушкина

К этому произведению А.С. Пушкин обратился впервые в 1829 г., продолжал работать в 1832 г., но так и не окончил его. Напечатана поэма была после его кончины в VI книге журнала «Современник» за 1837 г. Заглавие «Русалка» дано редакторами при первой публикации. Приближаясь по типу к «маленьким трагедиям», «Русалка» отличается от них русским народным характером. Народность «Русалки» обнаруживается и в сюжете, и в образах персонажей, и в бытовых эпизодах драмы, и в ее языке. В основу сюжета Пушкин положил широко распространенное предании о русалках, в которых превращаются загубленные, утопившиеся девушки. Это народное предание вызвало к жизни множество литературных и театральных произведений.

А.С. Даргомыжским опера на этот сюжет была задумана в 1843 году, но сочинение подвигалось чрезвычайно медленно, и даже одобрения друзей не ускоряли ход работы. В итоге работа над лирико-драматической оперой «Русалка» началась только в 1848 году и продолжалась 8 лет. Это произведение открыло новую страницу в истории русской музыки. Ее отличают психологическая глубина, точность в обрисовке характеров. А.С. Даргомыжский впервые в русской опере воплотил не только социальные конфликты того времени, но и внутренние противоречия человеческой личности. П.И. Чайковский, высоко оценивший это произведение, считал, что в ряду русских опер оно занимает первое место после гениальных опер М.И. Глинки.