Как болото превратилось в электричество

К 90-летию Ляпинской ГЭС.

В ноябре 2016 года исполняется 90 лет со дня запуска в Ярославле Ляпинской электростанции — предприятия, которое в XX веке помогло сделать наш город развитым техническим центром страны. Эта дата стала поводом для публикации на сайте материалов из фондов Ярославского музея-заповедника.

В Ярославле об электричестве впервые заговорили в 1883 году. Именно тогда появились первые электрические фонари на площади возле Храма Христа Спасителя в Москве. Желание ярославских властей облагородить город стало поводом к установлению деловых отношений с «Бельгийским Анонимным обществом тяги и электричества». Сотрудничество с ним завершилось продуктивно. 17 декабря 1900 года по старому стилю состоялись открытие первой в городе Ярославле электростанции. В этот день жители нашего города стали свидетелями необычного явления — на центральной Власьевской улице зажглись первые дуговые фонари, и по городу пошел первый трамвай.

После революции 1917 г. советское руководство понимало необходимость дальнейшего снабжения электричеством не только промышленных зданий, но и городских улиц, домов рядовых граждан.

lyapinka_3

Плакат «Ленин и электрофикация».
Из собрания Ярославского музея-заповедника

На тот момент лишь жители четверти домов в центре Ярославля встретили революцию с электрическим освещением. За Которослью таких было менее 1%. За Волгой же электричества вообще не было. Прокладка провода через реку была тогда технически неразрешимой задачей. В 1920 году в Ярославской губернии провели исследование экономического потенциала нашего края. Это было необходимо «для получения сведений для проекта Электростанции». Так говорится в аналитической записке, сохранившейся в документальном фонде нашего музея. В итоге строительство Ярославской электростанции вошло в тридцатку районных электрических станций плана ГОЭЛРО — Государственной Электрификации России. Однако из-за нехватки бюджетных средств наша станция из плана была вычеркнута. Ярославцы решили не отказываться от задуманного и начали строить электростанцию своими силами.

В качестве топлива для электростанции решено было использовать торф. Его богатые залежи были открыты в ярославском Заволжье еще до революции. Добычу торфа начали в крошечной деревеньке Ляпино, на Ляпинском болоте, и применили инновационный метод для того времени: торфяные залежи размывали водяной струей, а потом подавали торф по трубам в виде жидкости в котел. Такой способ работы принес существенные преимущества в деле увеличения и упрощения добычи топлива. Вскоре на Ляпинском месторождении появилась первая просека. Сегодня это Клубная улица, а дальше дорога на сады. Работа предприятия во многом определила застройку и ландшафт большей части Заволжского района. Торфяники строили поселки, прокладывали дороги, появлялись карьеры и озера. По иронии судьбы, сама деревня Ляпино, давшая название всему топливно-энергетическому комплексу, получила электричество только в 1957 году.

Чертеж трансформаторной подстанции Ляпинского торфопредприятия. Выполнен Чумичевым М.М. 1921 г. Из собрания Ярославского музея-заповедника

Чертеж трансформаторной подстанции Ляпинского торфопредприятия.
Выполнен Чумичевым М.М. 1921 г.
Из собрания Ярославского музея-заповедника

Скорость, с которой подготовили строительство электростанции, была рекордной. 8 июня 1921 года составили эскизный проект всех технических сооружений. В августе его уже приняли. А в сентябре проект районной электростанции в Ярославле на ляпинском торфе одобрили постановлением Главэлектро.

Чертеж трансформаторной подстанции Ляпинского торфопредприятия. Выполнен Чумичевым М.М. 1921 г. Из собрания Ярославского музея-заповедника

Чертеж трансформаторной подстанции Ляпинского торфопредприятия.
Выполнен Чумичевым М.М. 1921 г.
Из собрания Ярославского музея-заповедника

Здание электростанции заложили 4 июня 1923 года. Сооружалось оно очень медленно. Не хватало средств, оборудования, материалов, почти все работы велись вручную. В 1925 году государственное финансирование строительства электростанции возобновилось. А уже через год ее торжественно открыли.

1926 год 21 ноября. Заработал первый турбогенератор электростанции мощностью 5 000 кВт.

Митинг по поводу пуска первой очереди Ляпинской электростанции. 21 ноября 1926 г. Из собрания Ярославского музея-заповедника

Митинг по поводу пуска первой очереди
Ляпинской электростанции. 21 ноября 1926 г.
Из собрания Ярославского музея-заповедника

Газета «Северный рабочий» так освещала это событие:
«…сегодня вместе с утром здесь не проснулся обычный гул деловой рабочей суеты. Сегодня с утра, здесь торжественная тишина. Только внутри корпуса что-то упруго и значительно гудит…Там и тут собираются вокруг станции кучки рабочих…
— Деревенским здешним, которые не в дальности – фарт теперь будет. Керосиновые мигалки по боку. С электричеством теперь будут. Повернул кнопку – готово….»

Спустя несколько лет на Ляпинке демонтировали старые котлы и первый генератор. А во вновь расширенном машинном зале установили три генератора мощностью по 11000 кВт каждый и соорудили новую котельную на четыре котла.

На полную мощность станция заработала 7 октября 1932 года. Ляпинка дала ток практически всем предприятиям Ярославля, а также в Рыбинск, Ростов, Кострому. С этого времени она стала называться ЯрГРЭС – Ярославская Государственная Районная Электростанция.

Монтаж котла № 1 на Ляпинской электростанции. 25 февраля 1931 г. Из собрания Ярославского музея-заповедник

Монтаж котла № 1 на Ляпинской электростанции.
25 февраля 1931 г.
Из собрания Ярославского музея-заповедник

Потребителями ее электроэнергии стали фабрики «Красные ткачи», «Красный Перевал», лакокрасочный завод «Свободный труд», главные железнодорожные мастерские станции и другие предприятия. С ее пуском впервые зажегся свет в Тверицах, деревнях Парково и Проскуряково.

Ляпинская электростанция. Главный фасад. 14 октября 1932 г. Из собрания Ярославского музея-заповедника

Ляпинская электростанция. Главный фасад.
14 октября 1932 г.
Из собрания Ярославского музея-заповедника

Не так давно здание самой Ляпинской ГРЭС было включено в список памятников истории и промышленной архитектуры, и находится под охраной государства. Оно выполнено в стиле конструктивизма и стало новым для своего времени сооружением. Строгие формы, простота конструкций и отсутствие декора — так в глазах современников должно было выглядеть промышленное предприятие периода индустриализации. Автор проекта электростанции — Эдгар-Александр Иванович Норверт. Он не только выстроил здание в духе последних архитектурных тенденций, но и придал ему выразительный силуэт. Здание Ляпинки хорошо видно из центра города, с Волжской набережной. Оно увенчано двумя высокими дымовыми трубами и чем-то напоминает силуэт корабля, даже, может быть, легендарного крейсера «Аврора».

Во второй половине XX века котлы предприятия перевели с торфа и угля на жидкое топливо. Позднее началось перерождение электростанции в Ляпинскую отопительную котельную, и ныне подающей тепло и горячую воду в дома заволжан.

Распределительный щит Ляпинской ГРЭС. Первая половина XX в. Из собрания Ярославского музея-заповедника

Распределительный щит Ляпинской ГРЭС.
Первая половина XX в.
Из собрания Ярославского музея-заповедника

В этом году городская энергосистема отмечает свое 80-летие. За долгие годы своей службы старая Ляпинка, как любовно называют ее жители города, давно стала бабушкой других энергетических станций, настоящим музеем. Часть ее оборудования превратилась в музейные экспонаты. В их числе и один из первых распределительных щитов из собрания Ярославского музея-заповедника. Это устройство, предназначенное для приема и распределения электрической энергии – часть истории Ляпинки – предприятия, которое в XX веке помогло сделать наш город развитым техническим центром страны.