Иллюстрации к поэме «Слово о полку Игореве»

К 130-летию со дня рождения В. А. Фаворского

Favorsky_1

Из иллюстраций к «Слову о полку Игореве » 1952. Бумага, ксилография Титульный лист книги.

В Спасо-Преображенском монастыре, по свидетельству графа А. И. Мусин-Пушкина, в XVIII веке был обнаружен список «Слова о полку Игореве». Поэтому Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник считает своим долгом собирать коллекцию, связанную с этим литературным памятником. Коллекция принадлежит к числу самых молодых собраний Ярославля и обязана своим рождением и жизнью – экспозиции «Слово…», открывшейся в музее в 1985 году. В фондах музея существует и коллекция изобразительных материалов на тему «Слова о полку Игореве». Она содержит художественные работы и Владимира Андреевича Фаворского, выдающегося мастера книжных иллюстраций. Работы были приобретены музеем в 1999 году. Эти иллюстрации по праву считаются «сердцем» изобразительной коллекции.

  1. Личность художника.

ФАВОРСКИЙ ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ (1886 – 1964), российский график и живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Создатель школы отечественной ксилографии, монументалист, а также театральный художник, педагог и теоретик изобразительного искусства. Для произведений Фаворского характерны философская глубина и яркость образов, высокое мастерство использования выразительных возможностей ксилографии («Достоевский», 1929; иллюстрации к «Слову о полку Игореве», изд. 1954, а также к «Борису Годунову», 1955, и «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина, изд. 1961).

  1. «Слово о полку Игореве» в работах художника.

В художественном наследии Фаворского большое место занимают иллюстрации к «Слову о полку Игореве». Художник работал над иллюстрациями к различным изданиям «Слова о полку Игореве».

Очень многие из нас знакомились с поэмой по «детгизовскому» изданию 1952 года с иллюстрациями В. А. Фаворского. Художнику удалось изобразить настолько органичное и виртуозное воплощение «Слова», что образы с гравюр невольно всплывают в памяти при каждом упоминании поэмы. Не зря иллюстрации Фаворского к «Слову о полку Игореве» часто называют «графическим переложением поэмы». И даже современный читатель, взяв в руки книгу, оформленную художником В. А. Фаворским, погружается в особый, символико-поэтический мир «Слова о полку Игореве».

В своих гравюрах В. А. Фаворский объединил неутолимую фантазию художника и пытливую точность исследователя:

«…я пошел в московский Исторический музей и стал смотреть там, что осталось от оружия и одежды и от быта. Там есть старинные мечи и модель червленого щита: он большой, красный, острым концом вниз и довольно тяжелый. Луки, стрелы и колчаны там несколько более поздние, но по ним можно представить, какие были тогда. <…> В нашей Ленинской библиотеке есть рукописный отдел, там хранятся и древнерусские рукописи, и мне их показали. Я собирал, срисовывал украшенные буквы и книжные орнаменты ХII века.» [Как я иллюстрировал «Слово о полку Игореве»]

Фаворский работал над гравюрами на дереве к изданию «Слова…» на протяжении 15 лет, с 1937 по 1951.

Favorsky_14

Из иллюстраций к изданию «Слово о полку Игореве » 1952. Бумага, ксилография Певец. Фронтиспис.

«Мне пришлось четыре раза делать «Слово…»: В первый раз, я делал для перевода Новикова маленькие заставки. Во второй раз — в Литературном музее на выставку о «Слове…». В третий раз я начал делать большие иллюстрации к «Слову…» для гослитиздата, но не закончил. А в четвертый раз я сделал гравюры — иллюстрации к «Слову…», и это напечатано полностью. И если бы еще предстояло делать иллюстрации, я делал бы с удовольствием. Всегда что-нибудь упускаешь, не додумаешь… «Слово…» неисчерпаемо…».


Мы представляем 16 работ В. А. Фаворского к изданиям 1938 и 1952 годов, а также 2 работы из неосуществленного издания 1948 года.

Воссоздавая зрительный образ Древней Руси, Фаворский сделал его параллельным поэтическому строю и литературному своеобразию «Слово о полку Игореве». Владимир Андреевич всегда старался точно определить язык художественного произведения, поэтому его графические образы созвучны поэтическим «тропам» поэмы. Поэтому на гравюрах «Игорь среди народа» Фаворский активно рисует единство человека и природы, отраженное и в тексте поэмы. Обширный природный план был рассчитан В. А. Фаворским на детское восприятие, в полной мере способное откликнуться на живописность фона гравюр.

В гравюрах «Буй Тур Всеволод в бою», «Игорево войско в походе» пространственная перспектива представлена особо. Дается лишь «передний план», чтобы можно было лучше разглядеть основных действующих лиц. Такой крупный план создает эффект взгляда очевидца. В обрамление гравюр и орнаментальные концовки художник вводит приглушенный красный цвет, что помогает передать эпический строй памятника.

«Мелкие картинки на полях и буквы сопровождают весь рассказ и должны соединить всю книгу в одну песню. И я хотел бы, чтобы было так, как говорится: «из песни слова не выкинешь», – и у меня, в моей книге, которую я сделал из картинок, орнамента и украшенных букв, нельзя было бы ничего выкинуть.» [Как я иллюстрировал «Слово о полку Игореве»]

В. А. Фаворский добивался, чтобы сложное произведение могло быть усвоено и прочувствовано каждым, кто возьмёт книгу в руки. В визуальном единстве сразу нескольких книжных элементов: гравюр, шрифта, ритма иллюстраций, орнамента и обложки – он этой цели достигает. И в итоге гравюры Фаворского к «Слову» не отвлекают, а помогают читать. Оформление В. А. Фаворского ярко отразило богатый поэтический мир «Слово о полку Игореве», соединив эпическое начало с лирическими образами. Таким образом, иллюстрации Фаворского к «Слову» стали началом для негласной традиции – оформления изданий этого выдающегося древнерусского текста именно гравюрами на дереве.

Источники:

  1. Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие / Сост. Г. К. Вагнер. — М.: Сов. художник, 1988.
  2. Ксилография // Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство: В 2-х кн / Гл. ред. В. М. Полевой. — М.: Большая Рос. энцикл., 1999.
  3. Журов А. П., Третьякова К. М. Гравюра на дереве. — М.: Искусство, 1977. — 248 с.
  4. Фаворский В. А. Рассказы художника-гравёра. — М.: Детская литература, 1976.
  5. Фаворский В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре. — М.: Книга, 1986.