Икона XVIII в. «Богоматерь Знамение Абалацкая»

Из собрания Ярославского музея-заповедника

Abaltskaya_1

Богоматерь Знамение Абалацкая.
XVIII в.
Из церкви
Ильи Пророка в Ярославле

Одним из редко встречающихся в музейных собраниях икон Ярославской области  является образ Богоматери Знамение Абалацкой. Едва ли не единственный пример – икона первой трети XVIII в. из Ярославского музея – заповедника, экспонирующаяся на выставке «Иконы Ярославля XVI – XVIII веков». Она происходит из известнейшего ярославского посадского храма середины XVII в. церкви Ильи Пророка. Богородичная икона,    украшенная двумя чеканными  венцами, находилась на южной стороне правого столпа центрального храма. Впервые ее изображение воспроизведено в монографии Н. Г. Первухина, вышедшей в Москве в  1915 г.

Образ Абалацкой Богоматери является  одним из изводов  Богоматери Знамение. Особенность композиции заключается в  изображении по сторонам от фигуры Богородицы слева —  святителя Николая Чудотворца, справа — преподобной Марии Египетской. Наименование – Абалацкая она получила по месту обретения в татарском селе Абалак, расположенном на правом берегу Иртыша в 30 км. от Тобольска. Причина включения в композицию иконы изображений Николая Чудотворца и  преподобной Марии Египетской изложена в  Сказании об Абалацкой иконе Богоматери  составленном в 1641 г. Авторство приписывают  Савве Есипову, дьяку тобольского архиерейского дома.  Оно содержит рассказ о явлении иконы и чудесах от нее.  Согласно Сказанию, в 1636 г.  жительница из окрестностей села  Абалак близ Тобольска вдова Мария во сне или в состоянии обморока несколько раз удостоилась видения новгородской иконы Богоматери «Знамение» и икон святителя Николая  и преподобной Марии Египетской. От образа Богоматери был голос, повелевавший построить на Абалаке Знаменскую церковь  с приделами во имя двух явленных на иконах святых. В том же 1636 г. протодиаконом тобольского кафедрального собора Матфеем Мартыновым по заказу крестьянина   Евфимия Коки, пребывавшем в  расслабленном состоянии, была написана первая Абалацкая икона.  С исцеления Евфимия начинается запись чудес  от иконы Богоматери. В настоящее время известны 10 списков Сказания, в которых содержатся описания 136 чудес.

В честь явленной иконы   по благословению  архиепископа Тобольского Нектария (Теляшина) в 1636 г. началось строительство  деревянной церкви  с приделами, посвященными святителю Николаю и   преподобной Марии Египетской.  Чудотворная Абалацкая икона находилась  в Никольском приделе. В 1680 г.  деревянная церковь сгорела, и на ее месте в 1683-1691 гг. по плану «опытного в архитектуре» митрополита Сибирского и Тобольского Павла московские мастера возвели Знаменский собор, являющийся в настоящее время  одним из древнейших каменных храмов Сибири. В 1748-1750-х гг.  справа от собора был выстроен зимний храм святителя Николая Чудотворца,  а в 1752-1759 гг. — храм во имя преподобной Марии Египетской.  В 1783 г. по ходатайству епископа Тобольского и Сибирского Варлаама (Петрова) в честь чудотворной иконы Богоматери в Абалацком селении был устроен третьеклассный мужской монастырь. Он был закрыт в 1930-е гг. В 1989 г. храмы в разрушенном состоянии  передали Русской православной церкви. В настоящее время Абалацкий Знаменский мужской монастырь является памятником архитектуры федерального наследия.

До закрытия монастыря в нем находилась первая икона Абалацкой Богоматери. Она была вставлена в деревянную раму с  изображениями Богородичных праздников. Собственно икона имела  небольшие размеры – 27х22,5, см., вместе с рамой – 108х80 см. Первообраз не сохранился, но с него было сделано множество списков. Некоторые почитаются как чудотворные.   Большей частью они сохранились  в музеях Урала и Сибири.

Богоматерь Абалацкая. Вторая половина XIX в. Курганский областной художественный музей

Богоматерь Абалацкая.
Вторая половина XIX в.
Курганский областной художественный музей

Богоматерь Абалацкая. Конец XIX в. Омский областной музей изобразительных искусств им. М Врубеля

Богоматерь Абалацкая.
Конец XIX в.
Омский областной музей изобразительных искусств
им. М Врубеля

В Курганском областном художественном музея находится   образ второй половины XIX в., отличающийся повышенной декоративностью. Поля украшены сложным орнаментом из листьев и цветов. Мафорий, ворот и зарукавья одежд Богоматери покрыты сплошным шитьем жемчугом  и драгоценными камнями. Богатым кокошником смотрится большой трехрядный венец. Изображения Богоматери  и Младенца  Христа заключены в двойную фигурную рамку. В нижней части иконы в клеймах —  Николай Чудотворец и Мария Египетская.  Внизу на поле имеется надпись:  «Копия с чудотворной иконы Прес. Б[огороди]цы Абалакския». Этому образу по композиции, деталям близка икона конца XIX в. из Омского областного музея изобразительных искусств им. М. Врубеля.


Богоматерь Абалацкая. Конец XIX в. Тюменский музей изобразительных искусств.

Богоматерь Абалацкая.
Конец XIX в.
Тюменский музей изобразительных искусств.

Также в конце XIX столетия был написан  Богородичный образ, находящийся  в Тюменском музее изобразительных искусств. По письму икона близка к ремесленной или народной живописи. Особенностью композиции являются частично закрытые поднятыми вверх руками Богоматери изображения помещенных в верхней части средника изображений Николая Чудотворца и Марии Египетской.

Богоматерь Абалацкая. Начало XX в. Тобольск, мастерская Абалацкого мужского монастыря. Свердловский областной краеведческий музей.

Богоматерь Абалацкая.
Начало XX в.
Тобольск, мастерская Абалацкого мужского монастыря.
Свердловский областной краеведческий музей.

Традиция почитания и создания икон Абалацкой Богоматери  сохранялась в начале  XX в. Таковым является  Богородичный образ выполненный в Тобольске, в иконописной  мастерской Абалацкого мужского монастыря. В нем гармонично сочетаются иконописная традиция и стилистика академической живописи. Икона находится в  Свердловском областном краеведческом музее.  Перечень названных  музеев говорит о широте почитания  этого Богородичного образа на Урале и в Сибири.

Образцом для создания Абалацких икон является древнейшая и особо почитаемая святыня Великого Новгорода икона второй четверти XII в., находящаяся в соборе Святой Софии. Упоминание о ней имеется в Новгородской Первой летописи. Согласно историческому преданию, Богородичный образ сыграл важнейшую роль в поддержке новгородцев, защищавших свой город от объединенного русского войска  зимой 1169/1170 гг. Когда неприятель подступил к стенам Новгорода, архиепископ новгородский Иоанн с собором  священников и народом крестным ходом  принесли  икону Богоматери «в острог», что вызвало замешательство в рядах врагов и новгородцы одержали победу.

Богоматерь «Знамение» новгородская. XII в. Софийский собор

Богоматерь «Знамение» новгородская. XII в. Софийский собор

Память о новгородской святыне хранилась в Ярославле. Согласно местному  преданию представители крупных ярославских купеческих фамилий, в том числе и Скрипины, являлись потомками новгородцев. В новгородской летописи сообщается, что Иван Грозный, посчитав неблагонадежными, незадолго до разорения Новгорода, выслал в марте 1569 г.  из города 150 семей, большей частью из «среднего и меньшего» посадского населения. Предки  Скрипиных привезли в Ярославль    родовую  святыню  – образ Богоматери Знамение. Позднее икона была перенесена в церковь Ильи Пророка, вставлена в пышную раму с  многочисленными   клеймами. В них были представлены чудеса от иконы Богоматери.   Икону поместили в местном  ряду иконостаса, на северном завороте. (Не сохранилась). В храме, возведенном братьями Скрипиными в середине XVII в. находились несколько икон Знамения Богоматери. Они внесены в уникальный рукописный  источник,  составленный самими ктиторами —   «Книгу церковного строения» —  подробную опись церковного имущества на момент завершения  строительства храма.  Опись была составлена в 1651 г., и, значит, иконы были написаны до этого времени. Назовем самые значительные произведения на интересующий нас сюжет. В иконостасе центрального храма находились особо почитаемые моленные иконы Иоанникия и  Вонифатия Скрипиных. Икона «Знамение»,  имела поистине  драгоценный убор.  «Икона Прес[вя]тые Б[огороди]цы обложены чеканным же, венец с   короною; на нем 5 лалов болших, 2 яхонта лазоревых болших, 9 жемчугов бурминских, 6 яхонтов, 13 менших, 1 изумруд, ; у Сп[а]са ожерелеице и у Пр[е]ч[и]стые возглавие и рясы жемчужные; притворы обложены серебром же резным….письмо диякона Петра Костромитина. К той же иконе пелена прикладная: вышито Знамение ж Б[огороди]цы да 4 с[вя]тых; венцы и возглавие у Б[огороди]цы и поля обнизаны жемчугом.». В алтаре, в приделе Варлаама Хутынского находилась запрестольная икона Богоматери Знамение

Изображение почитаемой иконы включено в композицию «Предстоящие святые», находящуюся в первом ярусе  иконостаса Покровского придела. Известный исследователь ярославской иконописи Ирина Петровна Болотцева писала, что возможно, это произведение выполнено Федором Зубовым и что создано по программе самих Скрипиных.

Богоматерь Знамение Абалацкая. Первая треть XVIII в. Ярославский музей-заповедник

Богоматерь Знамение Абалацкая.
Первая треть XVIII в.
Ярославский музей-заповедник

На иконе XVIII в. из собрания музея-заповедника на светло-зеленом фоне представлено почти поколенное изображение Богоматери  в красном мафории и зеленом платье с золотыми пробелами. На Ее  груди, в овале, изображен Младенец Христос в белом с золотой разделкой хитоне и розовом гиматии.  Левой рукой Он держит  свернутый  свиток, правой   благословляет двуеперстием. Руки Богоматери подняты вверх. На верхнем поле в сиянии парит голубь – символ  Духа Святого. Конкретика изображения цветов  не позволяет назвать их привычным определением орнамента. На фоне иконы и полях расположены прямоугольные картуши в фигурных рамках. На белых  фонах золотом написаны тексты тропарей, кондаков и молитв. Например, вверху слева: «Богородице Дево радуйся, благодатная Марие, Господь с тобою. Благословенна Ты в женах, благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила  еси  душ наших». Вверху справа: «Что Тя наречем о благодатня. Небо яко воссияла еси солнце правды…» и так далее. Несомненно обращает на себя внимание лик Богоматери. «Живоподобное» письмо, сдержанная эмоция в лике Богоматери  приближают живопись к светскому портрету.


Образ Богоматери настолько совершенен по мастерству исполнения и не имеет аналогов в ряду ярославских произведений иконописи этого времени,  что на данном этапе его изучения не представляется возможным определение  места его создания. Не исключено, что это произведение ярославского иконописца, хорошо знавшего образцы московской Оружейной палаты, а миниатюрно исполненный лик Марии Египетской говорит о том что,  ему были известны западноевропейские гравированные издания. Икона из ярославского собрания является одним из лучших памятников первой трети XVIII столетия.

Использованная литература

Первухин Н.Г. Церковь Илии Пророка в Ярославле. Объяснительная статья Н. Первухина. Фотографии И.Лазарева. Москва. 1915.
Сибирская икона. Альбом. Омск. 1999.
Щенникова Л.А., Исаева Н.Н. Абалацкая «Знамение» икона Божией Матери. // Православная энциклопедия. Том 2.
Рутман Т.А. История церкви Ильи Пророка в Ярославле // Церковь Ильи Пророка в Ярославле. Кн. 2. Ярославль.2004.
Пивоварова Н.В. Икона Божией Матери «Знамение». СПб.  2014