Икона «Усекновенная глава Иоанна Предтечи». (Реставрация и открытие).

Икона «Усекновенная глава Иоанна Предтечи»
из собрания Ярославского музея — заповедника.

Автор: Л.Л.Полушкина

Все возрастающий интерес к поздней русской иконописи, монографии и каталоги выставок икон XVIII — начала XX в., вышедшие в последние годы, вызывают потребность в изучении и выявлении произведений в своих музейных собраниях. В некоторых случаях позднее иконы поновляли, и для их изучения необходимо раскрытие первоначальной живописи.

I_Predtecha_1

Усекновенная глава Иоанна Предтечи на блюде. 1760-е гг.
Ярославский музей-заповедник

В собрании Ярославского музея-заповедника находится икона «Усекновенная глава Иоанна Предтечи», которая была отнесена к произведениям XIX в. Датировка иконы вызывала сомнение, так как под слоем потемневшей олифы и поздними записями просматривалась мастерски исполненная живопись предшествующего столетия. Состояние сохранности не позволяло уточнить время ее написания, и необходимо было проведение реставрационной работы. В 2009 г. икона была раскрыта И.Б. Бартеневой — реставратором музея-заповедника.


I_Predtecha_2

Икона до проведения реставрационных работ.

На первом этапе были укреплены левкас и красочный слой, а также выполнена пробная расчистка справа на изображении блюда. При раскрытии живописи выявились реставрационные вставки, одна из которых видна на правой стороне лика.


I_Predtecha_3

Живопись раскрыта от олифы и записи.

I_Predtecha_4

Икона после завершения реставрации.

После удаления поздней надписи  XIX в., идущей по внешнему краю нимба, открылся хорошо сохранившийся авторский текст, выполненный золотом по зеленому фону полууставом меньшего размера: «ОБРАЗ ЧЕСТНЫЯ  ГЛАВЫ С(ВЯ)ТАГО СЛАВНАГО  ПРОРОКА КРЕСТИТЕЛЯ Г(ОСПО)ДНЯ». На завершающем этапе в местах утрат был подведен реставрационный грунт, выполнены тонировки. Раскрытие авторской живописи изменило дату создания иконы: по стилистике и колориту ее можно отнести к 60 — м гг. XVIII в.

I_Predtecha_5

Оборотная сторона иконы с надписью.

Изображение  главы  одного из самых известных пророков, крестившего Иисуса Христа в реке Иордан, происходит из ярославской церкви во имя Усекновения главы  Иоанна Предтечи в Толчковой слободе. Русская православная церковь отмечает этот день 29 августа/11 сентября. О принадлежности иконы сообщает надпись на оборотной стороне доски, вписанная между шпонками орешковыми чернилами: «Ярославския го(р)адския Предтечевския церкве».


I_Predtecha_6

Глава Иоанна Предтечи на блюде. 1762 г.
Художник
Иван Буренин.

Ближайшим аналогом произведению из ярославского собрания является икона «Глава Иоанна Предтечи на блюде», происходящая из угличской церкви Рождества Иоанна Предтечи «на Волге», построенной в 1689 – 1700 гг. Икона была написана в 1762 г. известным угличским живописцем Иваном Бурениным и находится в Угличском музее — заповеднике.  В верхней части композиции, в фигурных картушах помещены две сцены: слева — «Богоматерь Тихвинская», справа — «Угличские чудотворцы». Отметим, что в иконах из ярославского и угличского музеев в нижней части помещены идентичные тексты с незначительным отступлением в одном случае. В иконе из ярославского музея тексты расположены в трех прямоугольных рамках, в иконе из угличского музея — тремя столбцами. Сохранность живописи на иконах не позволяет восстановить тексты полностью, но несомненно, что их литературным источником являются вирши XVIII в. Утраты слов в текстах одной из икон можно восполнить сохранившимся текстом в другой иконе, что позволяет восстановить лакуны и, в целом, собрать строки этих стихов.


I_Predtecha_7Первый стих

… [царь] вечерю творяше
…омъ [дщерь] блудная плясаше
…Иродови и с ним угодила
…[Иоанн]овы главы испросила


I_Predtecha_8Второй стих

Отсечена та на блюде внесеся.
И плясавйце  на руце дадеся.
[…] и […] ши же ту даде матце своей.
…она зле поругася ей.


I_Predtecha_9Третий стих

Грехъ свой со царем хотя скрытй таи[но].
но вселенная вся уведа явно.
аще ей бе скверно то и любезно.
но всему миру зреть на главу слезн[о].


Литературными источниками иконографии главы святого, лежащей на блюде, являются тексты из четырех канонических Евангелий, книги Деяний апостолов и других источников. Согласно им, пророк Иоанн выступил с обличением Антипы Ирода, заключившего брак с Иродиадой — бывшей женой Филиппа — брата Антипы, и «за все, что сделал Ирод худого» (Лк. 3:19). На пир в честь своего дня рождения Ирод пригласил вельмож и знатных людей Галилеи и в их присутствии пообещал Саломее — дочери Иродиады, исполнить любое ее желание за танец перед гостями. Мать уговорила Саломею попросить в качестве награды голову Иоанна. Усекновенная глава святого была положена в чашу, которую держала Саломея. Сцена «Усекновение Главы Иоанна Крестителя», как одна из ключевых, вошла в изобразительный ряд житийных икон святого. Она встречается в ранневизантийских памятниках VI — VII вв., в иконах Синая XII — XIII вв.

На формирование самостоятельной иконографии главы пророка, лежащей на блюде, возможно, оказала реликвия из Амьенского собора. В начале XIII в. крестоносцы привезли из Константинополя часть главы Иоанна Предтечи. Первоначально священная реликвия была заключена в кристалл, а позднее закреплена на серебряном блюде. Одним из ранних произведений в искусстве Древней Руси является икона 1666 г., находившаяся в первом ряду трехъярусного иконостаса Архангельского собора Московского Кремля (собрание Государственной Третьяковской галереи). Размер иконы близок к квадрату — 71,2×69,4 см. Композиция расположена по горизонтали. Глава святого возлежит слева направо на «узорном глубоком блюде, украшенном цветными камнями». Широко распространенным вариантом в XVII — XIX вв. было изображение главы пророка Иоанна, лежащей в чаше. Подобная икона находится в собрании Ярославского художественного музея.

I_Predtecha_10

Усекновенная глава Иоанна Предтечи.
Круг Гурия Никитина. 1680-е гг.

Особенности живописи, колорит и размеры (46×38) образа близки иконам 1680 — х гг. из праздничного чина иконостаса придела Варлаама Хутынского церкви Ильи Пророка. Высочайшее мастерство исполнения позволяют отнести икону к кругу произведений известнейшего костромского мастера Гурия Никитина. Как и в других иконах из этого комплекса, в ее композицию включены небольшого размера сцены, в данном случае, из жития Иоанна Предтечи: «Благовесте Захарии», «Рождество Иоанна Предтечи», «Усекновение Главы Иоанна Предтечи», «Обретение Главы Иоанна Предтечи». Композиция с главой Иоанна в чаше начиная со второй половины XVII в. и вплоть до начала XX в., имела широкое распространение.



I_Predtecha_14

Икона. 1791 г.
Мастер А.Н.
Частное собрание. Москва.

Традиция изображения главы Иоанна Предтечи на блюде, пришедшая из Западной Европы, прослеживается в иконах второй половины XVIII столетия из Ярославского и Угличского музеев, а также в произведениях из частных коллекций, например, в иконе 1791 г. (Москва) и в иконе конца XIX в. (Ярославль). Живоподобное письмо этих образов близко к произведениям светского искусства. Лик святого, застигнутый внезапной смертью, обрамлен вьющимися прядями волос, приоткрытые губы и, особенно, угасающий взгляд глаз, производят сильное эмоциональное впечатление.


I_Predtecha_15

Икона. Конец XIX в.
Частное собрание. Ярославль.

Вероятно, иконография этих произведений было воспринята русскими иконописцами у украинских мастеров. В приведенном выше втором тексте вирш имеется слово «матце», заимствованное из украинского языка.

Икона из ярославского собрания, является примером редкого иконографического извода для XVIII столетия. Написанная в 1760-е гг., она, возможно, входит в первый ряд живописных произведений своего времени, созданных в русском искусстве Нового времени.


Использованная литература

Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала   XVIII вв. в двух томах. Опыт историко – художественной классификации. Том второй. XVI — начало XVIII века. М., 1963.

Христианские реликвии в Московском Кремле. Ред.-сост. А.М.Лидо. М.,2000.

Горстка А.Н. История одной церкви. Углич. 2000 .г.

Бродовая Ю.В. «Усекновение главы св. Иоанна Крестителя» в древнерусском искусстве XV — первой половины XVII веков. К проблеме сложения иконографии. / Искусство христианского мира. Сборник статей. Выпуск 8. М., 2004.

Иконы Углича XIV — XX веков: «Свод русской иконописи» / Авт. А.Н.Горстка; Предисл. Г.И.Вздорнова. М., 2006.

Комашко Н. Русская икона XVII века. М., 2006.

Ярославский художественный музей. 101 икона из Ярославля. М., 2007.