«Если тебе комсомолец имя…» (советский агитационный плакат)

О комсомольцах сложено немало песен и стихов, написаны романы, сняты кинофильмы. Особенно на этом фоне выглядит и советский социально-политический плакат. Его отличительная черта — тесная связь с идеологией и историей.

Плакаты отечественных художников были на всеобщем обозрении в течение почти всего XX века, и служили, наряду с радио и газетами, средством агитации. В том числе и плакаты на комсомольскую тематику. Все они представляют нам молодых идеалистов, решительных и энергичных, всегда готовых прийти на помощь. Их лучшие качества – честность, бескорыстие и отвага. В советское время яркие плакаты помогали молодежи сформировать правильное советское мировоззрение. Они призывали комсомольцев любить Родину, учиться, работать. Агитационный плакат должен был вызывать чувства гордости, радости и уверенности в завтрашнем дне. Он всегда был лаконичным и выразительным. На листе обычно помещалось яркое изображение, а сопровождавший его короткий энергичный текст — лозунг, запоминался и призывал к действию.

Пожалуй, не было ни одного крупного события в жизни советского народа, на которое не отзывался бы плакат.

1918-1930-е годы

На далёкой гражданской отец твой
Шёл в огонь, не боясь ничего.
И твоё вдруг закончилось детство,
Когда пуля сразила его.

И тогда повзрослевшей походкой
Ты в райком на рассвете пришёл.
И сказал деловито и чётко:
«Запишите меня в комсомол»…

В. Котов «Запишите меня в комсомол»

Комсомольская организация была активным участником Гражданской войны. По неполным данным, она направила в 1918-1920 гг. в Красную Армию свыше 75 тысяч бойцов-комсомольцев.

Поднималась страна из разрухи,
И, как воздух, нужны были ей
И сердца, и горячие руки
Самых смелых девчат и парней.

И оставив родную калитку,
Ты с котомкой из дома ушёл
И сказал, прикатив на Магнитку:
«Запишите меня в комсомол»…

В. Котов «Запишите меня в комсомол»

После Гражданской войны перед комсомолом встала задача подготовки молодёжи к мирной жизни.

Юноши и девушки участвовали в восстановлении заводов Петрограда, Москвы, Урала, шахт и заводов Донбасса, железных дорог страны. В сентябре 1920 был проведён первый Всероссийский субботник молодёжи.

В 1929 комсомол провёл первую мобилизацию молодёжи на новостройки первой пятилетки. Свыше 200 тысяч комсомольцев приехали на стройки по путёвкам своих организаций. При активном участии комсомола были построены Днепрогэс, Московский и Горьковский автозаводы, Сталинградский тракторный завод, Магнитогорский металлургический комбинат, железная дорога Турксиб.

Агитационный плакат 1920-30-х гг. обращается к своему  современнику. Художники видят одну из своих основных задач в создании образа героя – современного человека, молодого и энергичного. Особенно важно было показать этого героя в момент напряженного действия, заразить зрителя его примером, призвать делать так, как он.

Во второй половине XX века художники вновь возвращаются к романтике раннего советского плаката: первым годам советской власти, развитию народного хозяйства. На выставке это демонстрируют работы советского живописца Арцруняна Эдуарда Симоновича. 

Плакаты перепечатывают, выходят в тираж иллюстрированные альбомы.

1941-1945 годы

Был ты парень весёлый и бравый
Не боялся ни бомб, ни штыков,
Ты упал за лихой переправой
До Победы за десять шагов.

Командир, взяв записку простую,
Сняв помятую каску, прочёл:
«Если в этом бою упаду я,
Запишите меня в комсомол!»…

В. Котов «Запишите меня в комсомол»

Тяжелым испытанием для молодого государства стала Великая Отечественная война 1941-1945 гг. В ряды Красной Армии уже в первый год войны влилось около 2 миллионов комсомольцев.  Из 7 тысяч Героев Советского Союза в возрасте до 30 лет 3,5 тысячи – это комсомольцы (из них 60 — дважды Герои Советского Союза); 3,5 миллиона комсомольцев награждены орденами и медалями.

Во время войны плакаты выпускались в Москве, блокадном Ленинграде, в Иванове, Красноярске, Мурманске и других городах, а также в союзных республиках. По-прежнему, они являлись одним из важнейших средств агитации и пропаганды, воздействующими на сознание и настроение людей, воспитывающими чувство патриотизма и  любовь к своей стране, своему народу.

В своем искусстве художники создавали запоминающиеся и вдохновляющие образы, напряженный сюжет, который взывал к  искренним чувствам; а также сопровождали свои произведения фразами, которые надолго врезались в память.

1945-1950-е годы

Сколько раз на вершины крутые
Комсомол в наступление шёл.
И опять говорят молодые:
«Запишите меня в комсомол!»

В. Котов «Запишите меня в комсомол»

После окончания войны основной задачей государства стало восстановление народного хозяйства. Комсомольская организация в это время берет на себя работу по перераспределению рабочих ресурсов внутри страны. Для этого активно использовались «комсомольские путевки». На основании документа, выданного местной комсомольской организацией, молодые люди направлялись на работу в малообжитые и труднодоступные районы страны, где существовал определенный дефицит кадров. Так, в 1954-55 гг. по путёвкам комсомола на освоение целинных земель Казахстана, Алтая, Сибири выехало свыше 350 тысяч активистов. По современным меркам, их труд можно назвать настоящим подвигом.

Композиция плаката в этот период отличается лаконичностью и получает выделенный центр. Все несущественные детали отбрасываются, главные фигуры выделяются крупным планом. Цвет и рисунок становятся ярче и резче, краски – сочнее.

1960-е годы

Преодолев послевоенную разруху, государство вновь обратилось к  молодежному энтузиазму. Неотъемлемой частью деятельности ВЛКСМ в 1960-е годы стали комсомольские ударные стройки — возведение важных индустриальных объектов, шефство над которыми поручалось комсомолу. Молодежные организации взяли шефство над более чем 100 ударными стройками, самой известной из которых стало строительство БАМа — Байкало-Амурской магистрали. На этом крупнейшем инфраструктурном проекте позднего Советского Союза по комсомольским путёвкам с 1974 по 1984 годы трудились десятки тысяч человек.

Плакаты 1960-х годов позволяют реконструировать жизнь Советского государства: развитие сельского хозяйства, масштабные стройки, покорение космического пространства. Все плакаты отличаются яркими контрастными цветами и громкими запоминающимися лозунгами.

1970 – 1991 годы

В числе наиболее важных инициатив Комсомола, до сих пор не вызывающих негативной оценки, стало участие в реализации жилищной программы СССР. Широкое распространение получило строительство молодежных жилых комплексов (МЖК), которые были построены в 156 городах и районах страны.

В поздние годы СССР членство ВЛКСМ фактически являлось одним из необходимых атрибутов для успешной карьеры молодого гражданина в СССР. Комсомол стал по-настоящему массовым явлением этого времени вплоть до своего распада.

Komsomol_2

С днем рождения, комсомол! 1989 г.
Авторы: Фалдин А., Акманов Р.
Из собрания Ярославского музея-заповедника

Неотъемлемые черты агитационного плаката середины и конца XX века- высокоидейность, действенность и художественность. Они были восприняты художниками в первые годы советской власти и творчески развивались на протяжении всего периода существования СССР.