День победы в Рождество.

Отшумел юбилеями 2013 г. и уже отошли на второй план события года предыдущего, когда мы всей страной отмечали двухсотлетний юбилей Отечественной войны 1812г. – центрального события русской истории XIX в. Основные мероприятия празднования были приурочены к началу сентября – времени проведения Бородинского сражения, хотя прежде день победы в этой войне отмечался 7 января (25 декабря по ст. стилю) в православное Рождество. Для России война с Наполеоном включала два этапа: Отечественную войну 1812 г. и зарубежный поход русской армии 1813 – 1814 гг. 30 августа 1814 г. император Александр I издал Манифест: «Декабря 25 день Рождества Христова да будет отныне и днем благодарственного празднества под наименованием в кругу церковном: Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык». День победы над Наполеоном в православное Рождество широко отмечался до начала Первой мировой войны в 1914 г., когда Россия и Франция стали союзниками и из соображений политкорректности праздничные мероприятия были сокращены.

В России праздники побед в войнах традиционно были и остаются  днями памяти павших. Наша небольшая виртуальная выставка посвящена не победам в войне с Наполеоном, а памяти ее участников. Рассказать о некоторых из них позволяет военный графический портрет в собрании Ярославского музея-заповедника. Эти портреты были созданы вскоре после окончания войны, еще при жизни тех, кто на них изображен. Выцвела и пожелтела бумага, но изображенные на них герои остаются молодыми.

Наш портрет – офицерский, причем, высшего командного состава, хотя в этой войне, как и любой другой, основная нагрузка лежала на рядовых солдатах, как тогда говорили, нижних чинах. Но портреты солдат той войны нам не известны, разве только собирательные образы русских солдат в аллегорических композициях или народных картинках.

Офицерство было привилегированным сословием в императорской России. Со времен Петра I военная служба была обязанностью дворян. После поражения под Аустерлицем император Александр I приложил большие усилия для обновления командного состава армии. Были сформированы военные училища – корпуса, куда принимали мальчиков пяти-шести лет. Представители знатных фамилий предпочитали гвардейские полки (чаще кавалерию). Гвардейцы считали себя членами императорской фамилии. Самые образованные служили в свите его величества по квартирмейской части и в артиллерии. Материально обеспеченные шли в гусары, так как слишком велики были личные затраты на обмундирование, вооружение и содержание лошадей. В пехоту поступали те, кому не хватало образования и денег, но и среди пехоты выделялись офицеры гвардейских полков Семеновского и Преображенского. Выше их стояли артиллерийские офицеры.

В конце XVIII – начале XIX вв. Россия почти постоянно принимала участие в войнах. Один из героев нашей выставки генерал – лейтенант Я.П. Кульнев говорил: «Россия матушка тем и хороша, что в одном ее конце обязательно да воюют». Более половины русского офицерского корпуса Отечественной войны 1812 г. уже встречалась с армией Наполеона в сражениях 1805 – 1807 гг.

В прошедшем юбилейном году основным визуальным и особо востребованным экспозиционным материалом была графика. Причем, не только портретная, но и с изображением битв, политических и исторических событий. Это не случайно. Перед гравюрой в России еще со времен Петра 1 и до изобретения фотографии, т.е. около 150 лет, стояли как художественные, так и просветительские и информационные задачи. Гравюра была более привычным и доступным видом искусства, нежели живопись и иконопись. Гравюры рассказывали населению о важнейших государственных делах. Печатная, тиражная гравюра позволяла сравнительно быстро откликнуться на текущие события, отразить основные сражения и лица героев.

Станковая, книжная (журнальная) гравюра и народные картинки получили широкое распространение как во время Отечественной войны 1812 г., так и после ее окончания. В течение всего XIX в., издавались графические серии портретов героев. Они печатались сшитыми в отдельные тетради и отдельными листами. Те и другие представлены в музейном собрании. Особенностью данной части коллекции графики является присутствие самых ранних произведений на тему войны 1812 г., как в портрете, так и в изображении битв и аллегорических композиций.

Источник появления этих гравюр в собрании музея неизвестен. Коллекционирование эстампов в XIX в. не было редкостью. Общенародный патриотический подъем в войне с захватчиками стимулировал собирание и хранение предметов памяти о событиях войны. Зримым воплощением этой памяти стало строительство Рождественского собора в Москве (храма Христа Спасителя) и создание галереи портретов героев в Зимнем дворце работы английского художника Дж. Доу. Живописные портреты, созданные Доу, были выполнены в 1820 – начале 1830-хх гг. Они долгое время тиражировались и, в конце концов, сформировали общее представление об облике героев Отечественной войны 1812 г. Графические портреты музейного собрания (основная их часть) выполнены с живописных оригиналов созданных еще до Дж. Доу. Они были созданы по «горячим» следам событий войны. На них представлены не увенчанные лаврами военачальники (из тех, кто остался жив), а молодые люди – участники событий, как будто еще не «остывшие» после сражения.

Н.Н.Раевский.

Н.Н.Раевский.

Большая часть представленных эстампов выполнена в технике офорта (гравюры по металлу). Их автором является итальянский гравер на русской службе – Сильвестр Карделли. В качестве оригинала гравер использовал различные живописные произведения, среди них портреты работы А. Варнека и А. Орловского. Граверные доски от частого употребления несколько раз воссоздавались, каждый раз принося в эстампы небольшие изменения в деталях. Самым близким к первоначальному замыслу автора является портрет генерал-лейтенанта Николая Николаевича Раевского. Он несет на себе основные принципы ампирной композиции в гравюре – романтический образ героя выполнен в овале, окруженном знаменами, пушками и ядрами. Под овалом в замкнутом поле представлена сцена боя. На эстампах с изображением других героев мы видим, как появляется и исчезает фон, лавровые и дубовые ветви, расширяются сцены боев.

Открывают нашу выставку портреты генералов, игравших основную роль в событиях первых месяцев войны — Петра Ивановича Багратиона, Михаила Богдановича Барклая де Толли и Михаила Илларионовича Кутузова.

П.И.Багратион.

П.И.Багратион.

Портрет генерала от инфантерии князя Петра Ивановича Багратиона (1765 или 1763-1812). Карделли С. по оригиналу Тончи С. 1810-е гг. Бумага, гравюра резцом.
Надписи под сценой боя «Князь Петр Иванович Багратион Генерал от Инфантерии ранен 26 августа на Бородинском сражении и 12 сентября скончался 1812г.»


М.Б.Барклай де Толли

М.Б.Барклай де Толли

Портрет генерала от инфантерии, фельдмаршала графа Михаила Богдановича Барклая де Толли (1757 или 1761-1818) I-я половина XIX в. Бумага, офорт.

Согласно классификации Д.А. Ровинского портрет относится к типу «1812 г. – без рамки», поясной с надписью «Главнокомандующий русскими армиями Генерал-Фельдмаршал граф Барклай де Толли», ниже вирши:

«Отечеству, царю, законам чести верный
От Немана к Днепру – российский Ксенофон
От Вислы к Рейну днесь гоня врагов обратно,
С жезлом начальства он подъял труды безмерны.
Покорствуя судьбе, зрел счастие превратно:
По доблестям своим приял награду он».

Конфликт относительно тактики ведения войны между Багратионом и Барклаем де Толли способствовал призванию на театр военных действий М.И. Кутузова, который был назначен главнокомандующим объединенными русскими войсками.

В собрании музея находятся два графических портрета М.И. Кутузова — полнофигурный и поколенный, первый выполнен по оригиналу Дж Доу. Второй – более ранний,  тот, которым при создании своего произведения пользовался Дж. Доу. В основе его лежит последний прижизненный портрет фельдмаршала работы Р.М. Волкова.

М.И.Кутузов.Годби Д.по оригиналуВолкова Р.М.

М.И.Кутузов.
Годби Д.
по оригиналу
Волкова Р.М.

М.И.Кутузов.По оригиналуДж Доу.

М.И.Кутузов.
По оригиналу
Дж Доу.

Портрет фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова (1747-1813).  Годби Д. по оригиналу Волкова Р.М. 1814 Художник Р.М. Волков грав. Бумага, гравюра резцом, пунктир.

После кончины М.И. Кутузова главнокомандующим русской и прусскими армиями был назначен генерал-лейтенант от кавалерии П.Х. Витгенштейн.


П.Х.Витгенштейн.

П.Х.Витгенштейн.

Портрет графа Петра Христофоровича Витгенштейна (1768-1843). Храмцов В. по оригиналу Карделли С. 1-я половина XIX в. Бумага, офорт.
Надписи под сценой боя: «Граф Витгенштейн. Грав. В. Храмцев».

Начальником штаба у М.И. Кутузова первоначально был назначен Л.Л. Беннигсен. В коллекции музея представлен самый популярный в свое время портрет Беннигсена, выполненный английским гравером Вендрамини с его собственного рисунка.


Л.Л.Беннигсен.

Л.Л.Беннигсен.

Портрет генерала от кавалерии графа Леонтия Леонтьевича Беннигсена (1745-1826). С оригинала Вендрамини. 1-я половина XIX в. Бумага, гравюра резцом.

С подписью «Граф Беннингсен. Генерал от кавалерии» Ниже слова Жуковского:
«Хвала, наш Нестор Беннингсен
И вождь и муж совета
Врагов блюдет не дремля он
Как змей орел полета».

Бородинское сражение в свое время называли битвой генералов. С русской стороны в результате полученных  в нем ран и на поле боя погибло 4 генерала, 23 ранено. У французов – 12 убито и 38 ранено. Среди российского генералитета в число безвозвратных потерь на Бородинском поле вошли братья Тучковы Николай и Александр, чьи фамилии были непосредственно связаны с ярославской землей. В музее хранится надгробная плита Н.А. Тучкова (командира 3-го пехотного корпуса), получившего смертельное ранение на Бородинском поле. После Н.А. Тучкова командование корпусом на этом участке принял К.Ф.Багговут, за что впоследствии он был награжден орденом Св.Александра Невского.

К.Ф.Багговут.

К.Ф.Багговут.

Портрет генерал-лейтенанта Карла Федоровича Багговута (1761-1812). Анисимов по оригиналу Вернека Ш. 1810-е гг.Бумага, гравюра резцом.
Надписи под портретом: «Генерал Лейтенант Багговут» ниже: «Сей неустрашимый воин столько же отличился на войне предприимчивостью и смелостью, сколько скромностью и тихостию нрава во общежитии. Он страшен был врагам, но любим везде своими; к сожалению Государя и Отечества окончил жизнь полезну для службы среди сражения 6-го октября 1812 г.», ниже: «Писал Вернет. Издал Василий Логинов в Москве. Грав. Кир. Анисимов».

Одним из ключевых эпизодов Бородинского сражения была борьба за батарею Раевского.


Н.Н.Раевский.

Н.Н.Раевский.

Портрет генерал-лейтенанта Николая Николаевича Раевского (1771-1829). Карделли С. I-я четверть XIX в. Бумага, офорт.
Надписи: под портретом «Генерал  Лейтенант Николай Николаевич Раевский», под сценой боя «Вперед, ребята, за Царя и за Отечество! Я и дети мои, коих приношу в жертву, откроем вам путь».

Еще до окончания войны легендарным стало имя М.И. Платова.


М.И.Платов.

М.И.Платов.

Портрет генерала от кавалерии графа Матвея Ивановича Платова (1753-1818). Сай. I-я четверть XIX в. Бумага, офорт, резец.

Надписи: под портретом «Граф Матвей Иванович Платов Генерал от кавалерии войска Донского войсковой Атаман и разных Орденов российских и иностранных Кавалер».

 

На самой поздней из представленных гравюр, изображен портрет Я.П. Кульнева.


Я.П.Кульнев.

Я.П.Кульнев.

Портрет генерал-майора Якова Петровича Кульнева (1763-1812). Вендрамини Ф. по оригиналу Л.Сент-Обена и Дж.Доу. I-я четв. XIX в.  Бумага, литография.

Немногие из участников Отечественной войны 1812 г. дожили до преклонных лет и продолжили военную карьеру, среди них И.В. Сабанеев и А.И. Чернышов.


И.В.Сабанеев.

И.В.Сабанеев.

Портрет Ивана Васильевича Сабанеева, генерал-лейтенанта, начальника Главного штаба большой действующей армии. Иванов М. I-я четв. XIX в. Бумага, гравюра резцом.
Надписи под портретом: «Издал Рис. и Грав. М. Иванов.», «Иван Васильевич Сабанеев Генерал Лейтенант Начальник Главного штаба большой действующей Армии и разных Орденов Кавалер».


А.И.Чернышев.

А.И.Чернышев.

Портрет генерал-адъютанта Александра Ивановича Чернышева (1785-1857). С оригинала Карделли С. 1-я половина XIX в. Бумага, офорт.
Надписи под сценой боя: «А.Н. Чернышов, его императорского величества Генерал Адъютант».

Закончить нашу небольшую выставку хотелось бы стихами поэта, участника Отечественной войны 1812 г. Дениса Давыдова

Офицерские портреты

Полковники, поручики, корнеты,
Краса и гордость армии страны,
Люблю смотреть на ваши я портреты,
Дошедшие из милой старины.
Какие замечательные лица!
Какие благородные черты!
Ну, как же женщинам в вас было не влюбиться,
В мундиры, полные изящной красоты?
Ласкают глаз мне кудри, бакенбарды,
Окуренные дымами войны,
Гвардейские петлицы, аксельбанты,
Лампасы, лацканы, гусарские шнуры.
Мелькают ментики, кафтаны и колеты,
Кресты на шее, с бантом на груди,
И блещут золотые эполеты.
Что ожидает всех вас впереди?
Кого ждет слава, почести, известность,
Кому-то покорятся города,
Прославит кто-то русскую словесность,
А кто останется безвестным навсегда.
Увы! Традиции забыты офицерства,
Полки распущены, названий прежних нет.
Но никакие в мире изуверства
Не замели в истории ваш след.
И снова кисти, позументы, этишкеты
На шляпах, треуголках, киверах,
Как будто живописные сонеты
Мне повествуют о былых веках.