«Автографы заговорили»

К 290-летию со дня рождения Иоиля (Быковского),
архимандрита ярославского Спасо-Преображенского монастыря и
280-летию Арсения (Верещагина), архиепископа Ростовского и Ярославского.

Avografy_30

Г.П.Сабанеев
Вид Ярославля с восточной стороны 1904.
Бумага, акварель.

Avografy_31

И.Н.Белоногов
Вид Спасского монастыря и Архиерейского дома 1850.
Бумага, акварель

В Книге Большому чертежу – первом географическом описании Русского государства составленном во времена Ивана Грозного, есть запись: «Подле Ярославля на берегу Которосли монастырь Всемилостивейшего Спаса, строение церковное, и кельи и град, все каменное гораздо стройно». Спасский монастырь – одна из древнейших и красивейших обителей Северо-Восточной Руси — был основан в начале XIII века. Лаврентьевская летопись под 1216 годом, сообщает: «христолюбивый князь великий Костянтин, сын Всеволож, заложи церковь камену и монастырь святаго Спаса Преображения на Ярославли». С тех пор минуло 800 лет, но по-прежнему на берегу реки, в самом центре древнего Ярославля стоит Спасо-Преображенский монастырь и бережно хранит память о многих исторических событиях и людях, так много сделавших для монастыря, города и всей Ярославской земли.

В XVIII веке, среди подвижников, церковных деятелей Спасского монастыря — архимандрит Иоиль и архиепископ Арсений. Вторая половина XVIII века – время, которое в истории России принято называть «философской эпохой». «Наша эпоха – объяснял в 1777 г. директор Петербургской Академии наук С.Г. Домашнев, — почтена прекрасным названием философской не потому, что многие имели право на имя философа, а потому что философский дух сделался духом времени, священным началом законов и нравов…».

К поколению русских людей живших в «философскую эпоху», для которых чтение книг, знание иностранных языков, живопись, музыка стали нормой, повседневностью, образом жизни принадлежали архимандрит Иоиль (Быковский) и Архиепископ Арсений (Верещагин). Судьба, на долгие годы связала их жизнь с Ярославлем, Ярославским Спасо-Преображенским монастырем (с 1788 г. – архиерейский дом), с духовной и культурной жизнью Ярославского края.

Архимандрит Иоиль (в миру Иван Быковский, 30 марта (10 апреля) 1726, Беларусь – 25 августа (5 сентября)) 1798, Ярославль.

Иоиль (Быковский) – церковный деятель, писатель, библиофил. Закончил Киево-Могилянскую академию. В 1757 году принял монашество и получил иноческое имя Иоиль. Принятие монашества открывало доступ к преподаванию в Академии. Через год Киевская духовная консистория отправляет его в Петербург преподавать в Шляхетском кадетском корпусе. В начале 60-х Иоиля переводят в Чернигов архимандритом Троицкого Ильинского монастыря, а в 1776 году назначают архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле и утверждают в звании ректора Ярославской духовной семинарии, и духовным цензором ярославской типографии.

Avografy_22

«Истинна или выписка о истинне»
Ярославль: 1787
Титульный лист

За семь лет пребывания в Спасо-Ярославском монастыре Иоиль значительно приумножил книжные богатства монастырской книгохранительницы. За эти годы ни одна рукописная или печатная книга не была объявлена пропавшей или списанной. Книголюб и владелец большого книжного собрания Иоиль для личной библиотеки собирал книги по вопросам «толкования» библейских книг, произведения отцов церкви, истории церкви, богословия. Но часть книг его библиотеки выходит за пределы конфессионально-церковных интересов архимандрита, характеризуя его широкую образованность и разнообразные интересы в области гуманитарных наук: истории, философии, литературы и искусства, географии и экономики.

Воспитание православного христианина, который мог бы избежать «кривотолков о нужном в жизни» и руководствовался бы «богословскими добродетелями – Верой, Надеждой и Любовью», заставило 80-летнего Иоиля (Быковского) составить обширную (366 страниц) книгу выписок «о истинне».

Avografy_6В книге 1200 выписок из 220 книг разного содержания, в числе которых не только богословские трактаты, но и светские издания XVIII века. Всего в двух экземплярах сохранился составленный Иоилем «Букварь, или начальное учение хотящим учитися писмены Словенскими» Чернигов,1765. Один экземпляр в Ярославе, библиотеке ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, второй — в Праге, библиотеке Национального музея. При участии архимандрита Иоиля в 1786 издавался в Ярославле первый в России провинциальный журнал «Уединенный пошехонец».

«Уединенный пошехонец» — первый русский провинциальный журнал, выходивший в Ярославле в1786 году. Журнал издавался при участии и активной поддержке первого ярославского губернатора А.П.Мельгунова. Редактор журнала В.Д.Санковский.Среди авторов – Ярославский архиепископ Арсений Верещагин, духовный цензор – настоятель ярославского Спасо-Преображенского монастыря Иоиль(Быковский). Журнал распространялся по благотворительной подписке среди ярославского дворянства. В настоящее время журнал существует в считанных экземплярах и является библиографической редкостью.

В 1787 году по «высочайшему указу» Екатерины II об упразднении Спасо-Ярославского монастыря и превращении его в архиерейский дом, архимандрит Иоиль был уволен на пенсию и остался жить в монастыре, будучи отстранен от всех дел. Находясь «на покое», он пополнял свое книжное собрание и выписывал из Петербурга и Москвы новые печатные издания. Иоиль (Быковский) скончался 5 сентября 1798 года и погребен в Толгском монастыре г. Ярославль.

Книги архимандрита Иоиля сохранились в библиотеке Ярославской духовной семинарии и в ее составе попали в музейную коллекцию. На книгах имеется помета: «Архим. Иоиль», и вензель: «JB».

С именем Иоиля связана история приобретения рукописи «Слово о полку Игореве». В письме К.Ф. Калайдовичу в 1813г. А.И. Мусин-Пушкин писал, что «комиссионер мой купил у него (Иоиля) все русские книги, в коих в одной под № 323, под названием Хронограф, в конце найдено «Слово о полку Игореве». В письме он охарактеризовал Илоиля «муж с просвещением и любитель словесности». (Хронограф – произведение историографии, излагающее события всемирной и русской истории и содержащее сведения по богословию, философии, культуре.)

Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744-1817): активный государственный деятель эпохи Екатерины II – церемонимейстер императорского двора, Действительный Тайный советник, Директор корпуса чужестранных единоверцев, Обер-прокурор Синода, президент Академии Художеств; кавалер орденов Святого Александра Невского, Святого Владимира, большого креста второй степени и Польского Святого Станислава. Мусину-Пушкину принадлежит честь открытия и публикации «Слова о полку Игореве».

Письмо А.И. Мусина–Пушкина Константину Федоровичу Калайдовичу от 20 декабря 1813 года.
Это письмо проливает свет на историю открытия «Слова о полку Игореве». Осенью 1813 К.Ф. Калайдович (1792-1832), который занимался изучением исторических памятников, обратился к Мусину-Пушкину с настоятельной просьбой подробно рассказать о рукописи «Слова».Отвечая на вопросы молодого археографа, Мусин-Пушкин писал: «До обращения Спасо-Ярославского монастыря в архиерейский дом управлял оным архимандрит Иоиль, муж с просвещением и любитель словесности; по уничтожению штата остался он в том монастыре на обещании до смерти своей. В последние годы находился он в недостатке, а потому случаю комиссионер мой купил у него все русские книги, в коих в одной под N 323, под названием Хронограф, в конце найдено «Слово о полку Игореве». Это было первое известие о рукописи «Слова», указывающее на место его прежнего хранения.

Avografy_12

Неизвестный художник
Портрет архиепископа Ростовского и Ярославского Арсения
90-е гг. XVIII века.

Архиепископ Арсений (в миру Василий Верещагин, 16 января (27января) 1736, Кашин — 12 декабря (23 декабря)) 1799, Санкт-Петербург)

Арсений (Верещагин) — проповедник, библиофил. Получив образование в Тверской семинарии, а затем в Славяно-греко-латинской академии в Москве, Василий Верещагин в 1761 году был определен учителем риторики в Тверскую семинарию. Через шесть лет, в 1767 пострижен в монашество с именем Арсений. В 1773 году Арсений (Верещагин) назначен епископом Архангелогородским, в 1775 – епископом Тверским, в 1783 – архиепископом Ростовским. С 1797 – член св. Синода, пожалован орденами св. Александра Невского и Иоанна Иерусалимского Большого креста.

Среди церковной иерархии XVIII столетия архиепископ Арсений занимал особое место. Он принадлежал к числу наиболее просвещенных иерархов своего времени, опытный проповедник, имеющий вес и значение в кругу духовных властей, хорошо известный императрице Екатерине II. При нем, после 793 –летнего пребывания в Ростове, по указу Екатерины, данному св. Синоду в 1788 г., архиерейская кафедра была переведена в Ярославль. Местом проживания первого ярославского архиепископа стал упраздненный Спасо-Преображенский монастырь. В том же году из Ростова в Ярославль перевезли личную библиотеку архиепископа, состоявшую из нескольких тысяч томов иностранных изданий и русских книг. В его библиотеке можно было найти книги практически по всем отраслям знаний: от истории и богословия до технических и точных наук. С сочинениями по всемирной и русской истории, философии, учебной литературой, соседствовали географические описания стран Восточной Европы и России, художественная литература. В 1793 году несколько сот своих книг Арсений (Верещагин) подарил Ярославской духовной семинарии. На титульном листе есть помета: «Из книг Арсения архиепископа Ростовского и Ярославского 2 марта 1793». В составе семинарской библиотеки они попали в музейную коллекцию.

Avografy_26Круг знакомств архиепископа Арсения был очень широк. Служебные и дружеские отношения связывали архиепископа Арсения с обер-прокурором св. Синода, известным собирателем отечественных древностей А.И.Мусиным-Мушкиным, который помогал Арсению пополнять коллекцию иностранных книг. Ярославский владыка состоял в постоянной переписке с московским митрополитом Платоном. Киевским митрополитом Самуилом Частично эта переписка опубликована в «Сборнике писем духовных лиц XVIII века к преосвященному Арсению (Верещагину) в 1893 году.

Ярким образцом сохранившегося литературного наследия служит «Дневник» архиепископа, характеризующий Арсения как даровитого литератора. Это сочинение отражает практически все стороны жизни архиерея и историю Ростово-Ярославской епархии.

«Дневник» хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт –Петербурге. Свои записи Арсений(Верещагин) вел с января 1786 по 20 декабря 1799. Первоначально они делались каждый день, но постепенно становились менее регулярными. «Дневник» состоит из трех частей, вторая часть за 1792-1796 гг. бесследно исчезла.

В «Дневнике» Арсений сообщает обо всех важнейших событиях, происходящих в епархии и за ее пределами, даже помещает в нём переписанные копии важнейших указов (о переводе архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль и т. д.). Он подробно описывает двухдневный визит (4-5 июня 1798) Павла I в Ярославль, его посещение Ярославской Большой мануфактуры. Архиепископ в числе девяти избранных представителей города присутствовал на торжественном обеде в честь императора: «Государь изволил со мной разговаривать о разных материях, а после пили кофе». По словам Арсения, во время пребывания в Ярославле Павел I «был весел, доволен, весьма ко всем благосклонен»

В 1894-1895 «Дневник» был частично опубликован в «Ярославских епархиальных ведомостях». Но так как они являлись ведомственным изданием, значительная часть материала, характеризующая бытовые стороны жизни архиепископа, была опущена.

На Ростово-Ярославской кафедре архиепископ Арсений служил 16 лет. Находясь на чреде служения в С-Петербурге, он скончался 23 декабря 1799 года и погребен, согласно завещанию, в Троицком Макарьеве монастыре г. Калязин.

В настоящее время, много книг из личных библиотек архиепископа Арсения и архимандрита Иоиля хранится в собрании музея-заповедника. Книжное наследие Архиепископа Арсения (Верещагина) и архимандрита Иоиля (Быковского), для которых книги были духовной потребностью и практической необходимостью, как зеркало отражает уровень знаний, степень духовных и культурных интересов их владельцев. А книги, пережив земную жизнь владельцев, сохраняют в будущих поколениях память о них.