Выставка открыток «Светлый праздник Пасхи»

Накануне пасхального воскресенья в Ярославском музее-заповеднике открылась выставка старинных и современных открыток «Светлый праздник Пасхи». Эта выставка продолжает новый музейный цикл выставок дореволюционных поздравительных открыток, посвященных православным праздникам.

Выпуск первых открыток, появившихся в России в конце XIX века, был приурочен как раз к Пасхе. По акварелям художника Н.Н. Каразина было выпущено четыре почтовых карточки. Этот православный праздник испокон веков был наиболее почитаемым среди верующих. И вплоть до 1917 года в нашей стране открытых писем на пасхальную тему выпускалось больше, чем каких либо других.

На выставке «Светлый праздник Пасхи» представлены русские и европейские поздравительные открытки конца XIX — начала XX веков, а также современные пасхальные открытки из собрания музея-заповедника. Старинные открытки очень различаются по изображенным на них сюжетам. Для европейских открытых писем, издаваемых специально для России, характерны фотографические изображения сентиментальных барышень в кокетливых позах. Также непременным атрибутом этих открыток являются корзинки с пасхальными яйцами, цыплята, веточки вербы. Примечательно, что черно-белые карточки частично раскрашены. Для русских открыток характерно обращение к русской старине, русскому быту. Это скорее картины в миниатюре, нежели простая карточка для письма. И это неудивительно — многие известные художники писали сюжеты для открытых почтовых писем, среди них Елизавета Бём, Иван Билибин, Александр Бенуа.

В представленной коллекции обращает на себя внимание одна открытка, датированная 1918 годом – на ней изображено красное пасхальное яйцо на переднем плане, а фоном для главного символа Пасхи служит Кремль: так, в одной миниатюре, можно наблюдать смешение православных и революционных мотивов. Это – очень редкая открытка, после 20-х годов прошлого века поздравительные открытки к Пасхе исчезли из обихода советских граждан на многие годы.

В последнее десятилетие прошлого века полиграфические издательства вновь обращаются к выпуску пасхальных открыток, однако современные открытки проигрывают своим предшественницам позапрошлого века по сюжетной содержательности. Современные дизайнеры ограничивают визуальный ряд пасхальных открыток изображением храмов, куличей и расписных яиц. И только знакомство с дореволюционными пасхальными почтовыми карточками позволяет увидеть всё многообразие сюжетов, связанных с празднованием Светлого праздника Пасхи.