«Школа Ярослава Мудрого» растит будущих музейщиков

Запросы современного общества побуждают музеи к творческому развитию. Сегодня просто хранить и достойно экспонировать коллекции  — уже недостаточно. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник ищет  и находит новые формы работы с посетителями. В этом учебном году отдел музейной педагогики Ярославского музея-заповедника совместно со школами города реализует пилотный проект «Школа Ярослава Мудрого».

Пристально следящие за подробностями музейной жизни горожане наверняка припомнят одноименный проект, который был приурочен к тысячелетию Ярославля, и был реализован совместными усилиями Ярославского музея-заповедника и департаментом образования города Ярославля.

Концепция нового проекта «Школа Ярослава Мудрого» принципиально иная. Это уже не разовые ознакомительные музейные занятия, как было раньше, а единый учебный комплекс занятий, так сказать, «от и до» — от первого теоретического знакомства с понятием «музейная коллекция» до самостоятельного строительства собственной выставки в музейном пространстве.

Студентами «Школы Ярослава Мудрого» стали руководители и активисты школьных музеев, учителя и ученики, всего порядка 40 человек. Пятнадцать учебных заведений – школ, гимназий, профессиональных лицеев, центров дополнительного образования – изъявили желание сесть за импровизированную школьную музейную парту. Это ярославские школы номер 10, 13, 30, 33, 36, 37, 46, 47, 48, 60, 66,77, гимназия номер 1, профессиональный лицей номер 5, Дом детского творчества.  По словам руководителя «Школы Ярослава Мудрого»,  ведущего методиста методического отдела Софии Дмитриевны Трениной, желающих  получить начальные профессиональные знания по музеологии оказалось значительно больше, чем могли себе представить музейщики, разрабатывая этот учебный проект.  Эта тяга к музейным знаниям школьников и умудренных опытом краеведов не может не радовать. Значит, верную болевую точку в решении культурно-образовательных задач нащупали профессионалы музейного дела, сделав ставку на новые, современные принципы обучения, такие как проектный метод. В ходе учебы учащиеся создают творческий коллектив и совместно работают над одной темой, причем  в центре внимания оказывается настоящий музейный подлинник.

— Уровень начальных знаний, с которыми пришли учащиеся к нам в «Школу…» — очень разный, — рассказывает руководитель «Школы» София Дмитриевна Тренина.  – Среди наших учеников есть и известные краеведы, руководители интересных школьных музеев, которые неизменно лидируют на разных конкурсах, есть и новички музейного дела, шестиклассники, которые только-только делают свои первые шаги к постижению таинства музейной профессии.  Главное, что нам удалось заинтересовать и тех, и других, дав каждой возрастной аудитории именно тот срез знаний и практических навыков, в котором они нуждались.

Занятия в «Школе Ярослава Мудрого» проходят один раз в месяц, их проводят музейные специалисты. Так, заведующая историческим отделом Наталья Артемьева рассказала учащимся о начальных понятиях – коллекция, экспозиция, выставка; заведующая сектором учета Н.А. Горбачева познакомила учеников с фондовой работой.  Отдельные занятия посвящены удивительно интересным профессиям хранителей,  «музейных докторов»-реставраторов.  Это – не просто лекции, все теоретические знания ученикам «Школы…» предстоит применить на практике, построив совместными усилиями настоящую музейную выставку. В качестве экспонатов будут использованы коллекции школьных музеев. А темой своего будущего музейного проекта учащиеся выбрали то, что им близко – школа в прошлом и настоящем.

— Возможно, мы оставим за рамками нашего проекта  некоторые темы. Но какие-то ключевые моменты, такие, например, как клуб интернациональной дружбы, который успешно действовал на протяжении многих лет в специализированной, «английской» школе № 37, может стать интересным фрагментом предстоящей выставки. Потому что это не только прошлое нашей советской школы, но и современные, коммуникативные связи, не потерявшие своей привлекательности и актуальности сегодня, — приоткрывает некоторые секреты будущей экспозиции София Дмитриевна.

Однако каждый музейщик знает, что монтажом выставки работа не заканчивается.   Ученикам «Школы Ярослава Мудрого» предстоит познакомиться с профессией экскурсовода, правильно подготовить интересную, полную увлекательных фактов, экскурсию  и провести её для реальных посетителей выставки.  Выпускники «Школы Ярослава Мудрого» получат символическое «свидетельство»  о приобретении ими необходимых музейных знаний и навыков.  Но, главное, они почувствуют вкус настоящей музейной работы, приобщатся к этому таинству, и, как знать, возможно, захотят связать с музейным поприщем свое будущее.

В этом учебном году «Школа Ярослава Мудрого» является пилотным проектом, в нем смогли принять участие только школы и учебные заведения города Ярославля. Поскольку уже сейчас стало понятно, насколько востребована эта новая форма работы, то в будущем предполагается расширить географию учеников «Школы…», разработав специальную программу для заинтересованных в музейных занятиях руководителей и активистов школьных музеев области.