Либретто оперы «Дубровский» Э.Направника

Издание типографии Императорских Санкт-Петербургских театров. 1894 г.

V_predvkushenii_33Направник Эдуард Францевич (12[24]августа 1839, Бышть, Богемия, Австрийская империя – 10[23] ноября 1916, Петроград) – чешский и российский композитор, дирижёр. В течение почти 50 лет он занимал пост главного дирижёра Мариинского театра, под его управлением состоялись премьеры практически всех создававшихся  в то время русских опер.

У него рано проявились музыкальные способности: обучался игре на фортепьяно, органе, теоретическим предметам, дирижированию. Когда  профессор Пражской консерватории Морис Мильднер узнал, что молодому русскому князю Николаю Юсупову, приехавшему в Чехию «на воды» нужен руководитель домашнего оркестра, он, не задумываясь, порекомендовал Э.Направника. Так в августе 1861 года, приехав в Россию на 2 года, он навсегда остался здесь, в 1863 году – Направник уже помощник капельмейстера и органист Мариинского театра. В 1867 году он получил место 2 дирижёра, а в 1869 – первого (главного) дирижёра и занимал этот пост до самой смерти. В последний раз Эдуард Направник дирижировал 23 декабря 1914 года. Почти 2 года ему пришлось пролежать в больнице и дома. Его по-прежнему считали главным дирижёром театра, без его согласия не принималось ни одно важное решение. Одной из самых известных его работ стала опера «Дубровский», написанная в 1894 году.

V_predvkushenii_34«Дубровский» —  опера в 4 действиях (5 картинах) оп.*58. В основу оперы (либретто М.И.Чайковского) было положено прозаическое произведение Пушкина «Дубровский», начатое им в 1832 году и неопубликованное при жизни. Только в 1841 году оно было издано. Тогда же издателями было дано название. Первая постановка оперы прошла в Петербурге 3 (15) января 1895 года в  Мариинском театре под управлением самого автора. В декабре того же года состоялась премьера в Москве в Большом театре.

«Дубровский»  – лирико-драматическая опера. Хотя она и уступает классическим произведениям русского музыкального театра в жизненном полнокровии, её прочный успех у слушателей не случаен. Своей популярностью опера обязана выразительности лирики, напевности мелодий, яркой  сценичностью. Опера Направника – заметное явление музыкальной жизни России. В пушкинской повести изменён конец и смещены акценты в сторону усиления любовной лирики. Направник, не будучи приверженцем идей о «социальной музыке» вернул оперный жанр в русло создания специального либретто, ломавшего исходный текст–основу в угоду музыкального звучания. А здесь заметно влияние Чайковского. Направник отразил музыку Чайковского в меру понимания её петербургской публики 90-х годов. Минул всё сильное в его музыке. Партия Дубровского входили в репертуар лучших отечественных певцов Н.Фигнера, Л.Собинова, Л.Донского, С. Лемешева, И.Козловского и других. Партию Владимира Л.Собинов впервые исполнил 21 ноября 1913 года на сцене Большого театра.

а всю свою артистическую жизнь оперу Л.В.Собинов выступил  35 раз в опере «Дубровский Э.Направника в различных городах нашей страны: Москве, Петрограде (Ленинграде), Киеве, Ташкенте, Тифлисе.

Чайковский Модест Ильич (1[13] мая 1850, Алапаевск – 2[15] января 1916, Москва) – русский драматург, оперный либреттист, переводчик, театральный критик, младший брат Петра Ильича Чайковского. Окончил училище правоведения, но всю жизнь посвятил искусству. Литературную деятельность начал в 1874 году как музыкальный и театральный критик. Писал пьесы, которые ставились в Малом, Александринском и других театрах, переводил сонеты Шекспира. Он автор либретто опер брата «Пиковая дама» (1890) и «Иоланта» (1891), а также  опер «Дубровский» Э.Направника (1895), «Ледяной дом» Арсения Корещенко (1900), «Наль и Дамаянти» Антона Аренского (1904), и «Франческа да Римини» Сергея Рахманинова (1909). Он был первый биограф брата-композитора, а также основатель музея П.И.Чайковского в Клину.