Лемешев Сергей Яковлевич (27 июня [10 июля] 1902, с. Старое Князево, Тверская губерния — 26 июня 1977, Москва)

Lemeshev_S.Ya.Российский советский оперный певец (лирический тенор), оперный режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1950). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941).

Родился в деревне Старое Князево Калининской области в бедной батрацкой семье. Еще мальчиком он ездил в Петербург учиться сапожному ремеслу, а уже после революции поступил в кавалерийскую школу. Оттуда он был командирован в Московскую консерваторию. Молодому певцу удалось поработать и в оперной студии под руководством Константина Станиславского.

Дебют Лемешева состоялся в 1926 году в Свердловске, год спустя он успешно исполнял сольные партии в Харбине, а с 1928 года выступал на оперных сценах Тбилиси. Коренным переломом в творческой деятельности певца стало поступление на работу в Большой театр в 1931 году.

Известность и зрительскую любовь Лемешеву принесла партия Ленского в опере Петра Чайковского «Евгений Онегин», которую он исполнил 500 раз, в том числе и в день своего 70-летия. «Ленский целиком заполнил мою жизнь, — говорил артист. — Из моих более чем тридцати ролей эта — самая дорогая, любимая, самая большая радость моего творчества». Его голос, лирический тенор редкой красоты и обаяния, был словно создан для образа юного влюбленного поэта. «Поклонник Канта и поэт» стал верным спутником певца на протяжении всей жизни.

В 1930-е годы, почти в самом начале его карьеры, в Лемешеве как-то очень скоро увидели прямого продолжателя собиновской традиции. Нельзя сказать, что до Собинова на русской сцене не было выдающихся теноров, однако певцов именно такого плана — по всему комплексу артистических качеств — не было, и это можно утверждать достаточно определенно. Искусство Собинова было свежо, оригинально и по-человечески очень проникновенно, а самое главное — весьма своевременно. И прежде всего это проявилось в его лучшем творении — Ленском, человека со стойкими идеалами, героя светлого и чистого. Именно такого героя не хватало на русской оперной сцене, поэтому так оглушителен был успех Собинова.

Лемешеву была уготована судьба принять эстафету светлого лирического героя. Ему удалось продолжить собиновскую традицию прежде всего в отношении образа Ленского, который также стал путеводной звездой его карьеры и истинным бриллиантом не только его репертуара, но и в целом русской музыкальной жизни тех лет.