Коллекция рукописей

Фонд редких книг (ФРК) Ярославского музея-заповедника является одним из лучших в русской провинции собраний книжных памятников. Основа современного ярославского музейного собрания заложена в 1924 году, когда все музеи города были объединены в единый Госмузей, а книжные памятники переданы в Научную библиотеку при Ярославском Госмузее. Первым директором ее был Адам Егорович Богданович. Эта библиотека включила в свой состав книжные коллекции музеев  и научных обществ города, а также упраздненных церквей, монастырей, Ярославской духовной семинарии, Ярославского архиерейского дома и конфискованные у частных лиц собрания. В ФРК хранятся 4 книжные коллекции: коллекция рукописных книг XIII—XX вв., коллекция кириллических книг XV—XXв., коллекция книг русской гражданской печати XVIII–XX вв. и коллекция иностранных изданий XV –XX вв.

Собрание рукописей ярославского музея-заповедника насчитывает около полутора тысяч единиц хранения, в том числе 15 пергаменных книг XIII–XV веков, среди них 3 книги XIII века. В домонгольскую эпоху, в скриптории ростовских епископов было создано лицевое Спасское Евангелие. Уникален сборник молитв XIII века, так называемый «ярославский молитвослов», содержащий около двадцати молитв Кирилла Туровского. В этой книге сохранился единственный известный на сегодняшний день список Молитвы против дьявола, автором которой, возможно, был один из создателей славянской азбуки епископ Мефодий[i]. К книжным памятникам национального и мирового уровня относится «Федоровское» Евангелие 1321–1327 гг. Замечательным памятником художественной культуры Ярославля XVII столетия является Синодик Спасского монастыря 1656 г., созданный черным диаконом Сергием. Рукописное собрание ЯМЗ позволяет проследить историю русского книжного орнамента с древнейших времен до 20 столетия. В собрании музея имеются редчайшие автографы, например, письмо к детям – автограф митрополита Ростовского и Ярославского Димитрия (Туптало). Письмо написано ученикам созданного митрополитом Димитрием духовного училища в Ростове Великом[ii].

Коллекция рукописей Ярославского музея-заповедника тематически богата и разнообразна. Она полно отражает круг чтения русского средневековья. Собрание содержит списки произведений русских, византийских, древнееврейских, европейских авторов; исторические сочинения, повести и сказания, хождения, мощный пласт житийной литературы. В книжном пространстве нового времени рукописная книга не потеряла своего значения и заняла особую нишу. Поздние рукописи XVIII—XIX вв. – это труды краеведов, сочинения ярославских авторов, списки произведений русских классиков, нотные рукописи, среди которых есть уникальный сборник, содержащий музыкальные произведения, начиная с эпохи Елизаветы Петровны.

Большую историческую и художественную ценность имеет собрание старообрядческих рукописей. В коллекции есть списки сочинений виднейших деятелей старообрядчества, в т. ч. протопопа Аввакума. Старообрядцы сохранили древнерусскую культурную традицию в иконописи, книжности, медно-литой пластике до XX столетия.  Приёмы создания книг в старообрядческих скрипториях мало изменились по сравнению с первыми веками русской книжности. Изысканностью орнаментики и письма отличаются рукописи поморского стиля, созданные в крупнейших старообрядческих монастырях на р. Выг и Лекса. В 1987 г. Ярославский музей-заповедник приобрёл роскошный памятник выговской традиции – лицевой Апокалипсис перв. четв. XIX в., украшенный 67 миниатюрами тончайшей работы.

Коллекция рукописей интересна не только богатством своего репертуара, но и памятниками переплетного мастерства. Сохранилось несколько рукописей из библиотеки Ярославского Спасского монастыря, на которых поставлены нигде более не встречающиеся переплеты со шпонками и особым набором штампов, что дает возможность предполагать наличие книгописной мастерской в Спасском монастыре в XV—XVI вв.[iii]

Особую группу составляют переплеты Даниловской старообрядческой мастерской рубежа XIX—XX вв. Вывод о её существовании был сделан А.А. Севастьяновой и Н.А. Гуляевой по материалам археографических экспедиций Ярославского государственного университета 1980-х гг. В собрании музея имеется более двух десятков старопечатных и рукописных книг с переплетами этой мастерской.

Рукописная часть коллекции музея  отражает самый ранний период книжной культуры края и свидетельствует о развитии и сохранении древнерусской книжной традиции в XVIII—XX вв.

 



[i] См: Конзал В. Старославянская молитва против дьявола. М., 2002.

[ii] Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651 – 1709 г.). СПб, 1891. С.349-350.

[iii] Петрова Н.Л., Гулина Т.И. Переплёты пергаменных древнерусских рукописей из коллекции Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника //Хризограф. – М.: Изд-во СканруС, 2009. Вып. 3. Средневековые книжные центры: Местные традиции и межрегиональные связи. С.507–515.