Фонд драгоценных металлов и камней

Фонд драгоценных металлов и камней Ярославского музея-заповедника – настоящая сокровищница города. Но сокровища эти имеют не только материальную, но и духовную ценность: в этих предметах – многовековая история Ярославля, которая состоит из жизней многих поколений его жителей. Основную и самую важную часть фонда составляют предметы из церквей и монастырей Ярославля и соседних городов. В храм вкладывал русский человек средневековья все самое ценное, что у него было, в церквях и монастырях сохранялись частицы памяти о прошлом.

Сокровища двух ризниц имеют для истории Ярославля особое значение – это древности ростово-ярославского архиерейского дома и Спасо-Преображенского монастыря.  В 80-е годы XVIII века, после того как монастырь был упразднен, и архиерейский дом переехал из Ростова в его здания, эти ризницы были объединены. В Ярославском музее-заповеднике хранятся сейчас атрибуты торжественных богослужений ростовских митрополитов и архиепископов – великолепные облачения, панагии, посохи. Изготовленные в лучших мастерских России (прежде всего в придворной – Оружейной палате), они выделяются и обилием драгоценных материалов, и высокими художественными качествами. Некоторые из этих вещей связаны с именами иерархов XVII-XVIII веков: Варлаама, Ионы Сысоевича, св. Димитрия Ростовского. В архиерейский дом и Спасский монастырь делались особо богатые вклады, среди них: водосвятная чаша, вложенная в 1629 году Иваном  Ивановичем Шуйским, братом царя Василия, по себе и своей жене, шитые воздух и покров, вклад  1673 года боярина Бориса Троекурова, золотой напрестольный крест 1630 г. думного дьяка Ивана Грамотина. Из этих двух ризниц происходит большая и лучшая часть драгоценной мелкой пластики: резной крест в серебряной оправе, очевидно вклад князя Петра Ушатого (вторая половина XV века), два напрестольных (?) креста первой трети XVI века, украшенные деревянными и костяными вставками с тончайшими резными изображениями праздников и святых, наперсные и тельные кресты.

Каждый ярославский храм хранил свою историю.  Процветание ярославских купцов, расцвет ремесел и художеств в XVI и, особенно, в XVII веке превратили когда-то деревянные ярославские приходские церкви в прекрасные и величественные каменные храмы. Каждый приход старался украсить свой храм с наибольшей пышностью, многие поколения ярославцев причащались из сосудов и молились перед иконами, которые некогда принесли в храм их предки или просто соседи. Надписи на вкладных вещах называют нам их имена. Прежде всего, это зажиточные купцы, главная слава и сила города: Епифаний Светешников, братья Лузины, Игнатий Кислов, Анкидин Назарьев. Некоторые из них на свои средства полностью возводили и украшали церкви. Были и другие вкладчики, менее зажиточные горожане: хлебники и холщевники, священники и иконописцы, люди от которых нам порой остались только имена. Хранящиеся в Ярославском музее вкладные вещи из ярославских храмов – важный и ещё далеко не полностью изученный источник по истории нашего города.

Ярославские серебряники XVII-XVIII веков слыли признанными мастерами своего дела. Лучшее собрание их работ находится сейчас в Ярославском музее-заповеднике. Легко узнаваемые по формам и орнаментам литургические сосуды, оклады евангелий и икон ярославской работы отражают вкусы и саму жизнь Ярославля и ярославцев в пору расцвета города – «золотой» XVII век. В это время город живет бурной жизнью, через него проходят купеческие караваны с товарами из Западной Европы и Востока, да и сами горожане ездят не только по России, но и отправляются в другие страны. Местные мастера-ювелиры порой заимствуют элементы привезенных предметов других стран и городов, преобразуя их на собственный вкус, но при этом оставаясь в рамках традиции. На изделиях ярославских мастеров величественность сочетается с пышностью и любовью к мельчайше детализированным узорам. Потиры и дискосы, переплеты евангелий и серебряные листы окладов икон сплошь покрыты эффектными орнаментами: вьющимися стеблями или пышными фантастическими цветами, орнаментами, которые с серебряных предметов переходят на иконы и наоборот.

Собрание музея-заповедника включает немало произведений других крупных ювелирных центров, прежде всего Москвы и Новгорода, разных эпох их развития – от XV до начала XX века.

В фонде драгоценных металлов хранится часть собрания церковного лицевого шитья – в том числе несколько предметов, изготовленных в знаменитых мастерских купцов Строгановых. Среди них саккос, врученный митрополиту ростовскому Ионе III в 1665 году. Украшением собрания являются подвесные пелены, изображающие почитаемые образы Богородицы, и комплекты литургических покровцов. Они, очевидно, изготовлены в Ярославле, в еще малоисследованных местных мастерских.

Многие предметы светской части коллекции поступили еще в начале XX века, во времена предшественника Ярославского музея-заповедника – Древлехранилища при Ярославской архивной комиссии. В основном это ювелирные украшения и столовые приборы, бытовавшие в городе и деревне XIX – начала XX века. Есть драгоценные сувениры, принадлежавшие известным историческим деятелям: ярославскому губернатору А. Я. Фриде, Л. В. Собинову, В. В. Терешковой, изделия крупнейших российских ювелирных фирм прошлого: Фаберже, Хлебникова, Оловянишниковых.