«Ярославль и ярославцы»

Музейно-образовательные программы музея-заповедника – вклад в повышение качества образования школьников г. Ярославля, региона и России, расширение кругозора и повышения качества жизни участников   музейных программ.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММ – объединение школы и музея в решении важной государственной задачи – развития патриотического воспитания, формирования ценностного отношения к историко-культурному наследию, воплощенному в памятниках и достопримечательных местах г.Ярославля , сохраненному и экспонируемому в музее.

Музейно-экскурсионной программе «Ярославль и ярославцы» — более 20 лет. Ежегодно учащиеся многих школ города Ярославля становятся ее участниками. Уникальность проекта в сотрудничестве школьного учителя и музейного педагога. Программа обеспечивает системный подход в изучении историко-культурного наследия. Программа постоянно пополняется новыми лекциями и экскурсиями.

Экскурсии

  • Знакомьтесь, музей

(Экскурсия предполагает знакомство с территорией музея, его отделами  и знакомство с предметным миром музея в одном из его отделов.)

  • Рассказы о музейных профессиях

(На выставке «Иконы Ярославля 16-18вв.» дети в игровой форме знакомятся с профессиями хранителя, экспозиционера, реставратора, выясняют, чем же занимаются люди этих музейных профессий.)

  • Чудеса из железа

(Увлекательный рассказ о кузнечном ремесле. Ребята узнают, что собой представляла кузница, как проходил рабочий день кузнеца, увидят кованые изделия ярославских мастеров.)

  • Секреты ювелиров

(На экспозиции «Сокровища Ярославля» школьники откроют новую страницу в истории Ярославля как центра серебряного дела  17 века, познакомятся с изделиями ярославских мастеров – серебряников,  приемами обработки и украшения драгоценных металлов и камней.)

  • Загадочный мир иконы

(На этой экскурсии учащиеся получат представление о том, что такое икона, как писали иконы, основные типы икон, кто на них изображался.)

  • Рождение города

(Экскурсия знакомит с легендой об основании  Ярославля князем Ярославом Мудрым, дает представление о первоначальном облике города, происхождении   ярославского герба.)

  • Сказ о книгах и книжном учении

(Учащиеся, посетившие эту экскурсию, узнают  о процессе создания рукописной книги, секрете приготовления чернил, увидят рабочее место писца,  попробуют сами «построить» книгу, побывают на уроке в старой школе.)

  • В гостях у купеческой дочки

(В ходе театрализованной экскурсии дети совершают путешествие во времени — в Ярославль XVIII — н. XIX вв. и узнают о жизни купеческого сословия, в конце экскурсии с удовольствием исполняют роли  торговцев и покупателей в купеческой лавке.)

  • Ярмарка

(Экскурсия проходит на интерактивной выставке «ЯрмаНка». Дети смогут окунуться в мир ярмарки и стать ее непосредственными участниками: сложить дрова в поленницу для продажи, подержать в руках настоящие гири, взвесить сахар и в итоге узнать о русской метрической системе, побывать в роли раешника и, примерив исторические костюмы, почувствовать себя ярославским щеголем.)

  • По следам лесных жителей

(Занимательная экскурсия, рассказывающая о приспособлении животных к окружающей среде, особенностях питания зверей и птиц.)

  • Времена года

(Посетив отдел природы, дети узнают о сезонных изменениях в природе, о жизни растений и животных Ярославской области в разные времена года.)

  • «Домовой, домовой, приходи к нам домой»

(проводится в музее «Космос»)
(Интерактивная экскурсия проходит в интерьере русской избы. Ребята знакомятся с предметами крестьянского быта, встречаются с домовым, который расскажет о себе, поиграет с детьми. В горнице дети займутся рукоделием — сделают куклу-закрутку и унесут ее на память.)

Лекции

  • Путешествие в археологию

(Лекция знакомит с наукой археологией, методикой проведения археологических раскопок, увидят археологические находки.)

  • Русская народная игрушка

(Ребят ожидает увлекательный рассказ особенностях  глиняных игрушек – абашевской, дымковской, филимоновской, каргопольской.)

  • Русские самовары

(Беседа посвящена самоварам, которые были своеобразным символом семейного очага и уюта. Дети познакомятся с устройством самовара, его разнообразными формами, традициями русского чаепития.)

  • Русский народный костюм

(Лекция рассказывает об истории возникновения, развития и основных элементах «сарафанного» комплексов народного костюма, бытовавшего в северных и центральных областях России в XVII-н.XX вв. и «поневного», характерного для  южных областей. Основное внимание уделяется женскому праздничному костюму, дети узнают о символике женских головных уборов.)

  • Тайны старого горшка

(Дети эти тайны приоткрывают сами, рассматривая фрагменты древней посуды, определяя состав глиняного теста, способ изготовления сосуда, приемы украшения, знакомятся с различными формами глиняной посуды и историей появления фарфора.)

  • Изразцы

(История изразцов насчитывает несколько тысяч лет и полна тайн и загадок. В XVII веке Ярославль славился своими изразцами, ими украшали знаменитые ярославские храмы, именно в Ярославле в середине XX века изразцовое искусство возродилось вновь. Лекция познакомит детей с многообразием изразцов, раскроет секреты мастеров изразцового дела.)

  • Что нам стоит дом построить

(Школьники с помощью музейного сотрудника обсуждают, что значит понятие «дом», знакомятся с традиционными жилищами народов мира, особенностями русского национального жилища – избы.)

  • История одной монеты

(400 лет назад в Ярославле чеканили монету, про которую потом говорили «Копейка, что Россию спасла». Лекция посвящена возникновению и бытованию этой самой маленькой монеты России. Учащиеся узнают, как исторические события отражались на внешнем облике копейки, ее форме, размерах и материале, из которого она изготавливалась.)

  • Страницы жизни великого артиста.

(Лекция рассказывает о жизни и творчестве великого оперного певца Л.В.Собинова, детство и юность которого прошли в Ярославле.)

  • Ярославцы в годы Великой Отечественной войны

(Лекция посвящена защитникам Отечества. Дети узнают о конструкторе танка Т-34 М.И.Кошкине, летчике Амет-хане-Султане, увидят немецкую фляжку, гильзы, учетную книгу летчика.)