Фигнер Николай Николаевич (1857-1918)

Figner_N.N._1Русский оперный певец (лирико-драматический тенор), антрепренер, вокальный педагог.

Н.Н.Фигнер родился в Петербурге. Получил образование в Морском кадетском корпусе, служил во флоте, совершил кругосветное плавание, после чего в чине лейтенанта вышел в отставку. Увлекся пением, брал частные уроки, стажировался в Петербургской консерватории, после Неаполитанской консерватории дебютировал в Неаполе в 1882 году. В течение 5 лет Н.Н.Фигнер с успехом пел в Милане, Мадриде, Бухаресте и многих других городах. Он исполнил партии в 38 операх, став одним из знаменитых европейских певцов.

В 1887 году Н.Н.Фигнер был приглашен  дирекцией Императорских театров  в Мариинский театр, где и проработал до 1904 года, дебютировал в партиях Радамеса (Дж. Верди «Аида»), Фауста (Ш. Гуно «Фауст») и Рауля (Дж. Мейербера «Гугеноты»).

Его голос не отличался красотой, был суховат, но благодаря великолепной вокальной школе Фигнер был первоклассным певцом, одаренный большим талантом передавать исполняемое. Он в совершенстве владел искусством бельканто, широким свободным дыханием, филировкой, тончайшей градацией звука, кантиленой. Он умел формировать и разнообразить тембры, придавая голосу то мягкость и нежность, то суровость и мужество. Его пение отличалось точность интонации, гибкостью и изяществом фразировки, отчетливой дикцией. Стремясь к правдивому раскрытию образа, певец  подчеркивал преобладающие черты своих героев, заражался их чувствами, воодушевлялся их поступками и это воодушевление передавал в зрительный зал. Этим и объясняется его триумф. Период с 1897-1907 годы может быть назван «эпохой Фигнера» на Императорской сцене. Его репертуар был богат и разнообразен: от Альфреда и Ленского до  Отелло и Иоанна Лейденского. В 1894 году ему присвоили высокое звание Солиста Его Величества.

С 1904-1907 годы Н.Н.Фигнер выступал в московском Большом театре, в собственных антрепризах в Нижнем Новгороде и Тбилиси, на частных оперных сценах разных городов России, а также в концертах. В 1907 году он вернулся в Мариинский театр, где состоялся его прощальный бенефис.

В 1910-1915 годах певец был солистом, художественным руководителем и директором оперной труппы Петербургского народного дома, где под его руководством были поставлены оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов», Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», А.П.Бородина «Князь Игорь».

В 1915 году, оставив сцену, занялся педагогической деятельностью, преподавал в Киевской консерватории (1918 г.).

Suprugi FigneryТворчество Н.Н.Фигнера – это яркая страница в истории русского оперного театра. Он был первым исполнителем многих партий в операх русских композиторов, в том числе Германа в опере П.И.Чайковского «Пиковая  дама», которую разучивал под руководством самого композитора в 1890 году, Владимира Дубровского в опере Э.Ф.Направника «Дубровский».

Figner_N.N._2Н.Н.Фигнер долгое время был лучшим Ленским. Он заставил публику полюбить в опере не только костюмированный концерт. Когда Фигнер пел, на сцене действовал живой человек. Игра была осмысленным действием. Он умел волновать своим исполнением. Певец, вооруженный вокальной культурой и актерским мастерством  был значительным явлением на оперной сцене. Правда, он проявлял полнейшее безразличие к внешнему созданию сценического образа, почти не гримировался, не снимал своей небольшой черной бороды и усов, не признавал париков за редким исключением. Поэтому все его персонажи были на одно лицо, отличаясь только костюмом, который певец умел носить. Пушкинского образа Ленского Фигнер не давал.Programma_s_Fignerom Его голос  — типичный mezzo carattere (среднего типа, усреднённый) не очень подходил к  этой партии. В нем не было характерной для лирических теноров мягкости, нежности, прозрачности звука. У него не было черных кудрей до плеч, он оставался со своими неизменными короткими курчавыми волосами, со своими усами и раздвоенной бородкой. Не было у него и вдохновенности во взоре, ни романтизма, ни очаровательной сентиментальности и молодости. В партии Ленского Фигнер производил впечатление не юноши, а зрелого мужа. И все же успех его в этой партии в обеих столицах  на протяжении 12 лет был очень большой.