Древние памятники архитектуры Ярославля и зеленые насаждения: поиски смыслов взаимодействия

Ilya_porork_bylo_staloВ юбилейный год туристического маршрута «Золотое кольцо России» исторический центр города активно преображается на средства, подаренные Москвой. Он их заслужил еще и потому, что почти сто лет назад претерпел небывалые разрушения во время ярославского мятежа, вызванного Великой русской революцией. Несомненно, эти преобразования пойдут на пользу зданиям, которые ремонтируются, реставрируются, а значит, становятся сохраннее и принимают привлекательный вид, радующий глаз горожанина и туриста.  В этом ряду, даже затянутый сеткой, потрясающее впечатление производит храм Ильи Пророка. Освободившись от насаждений старых кустарников, он предстает во всем своем архитектурном великолепии. Он словно вырос и своей величавостью стал походить на собор. Позволим себе небольшой экскурс в историю храма.

Храм Ильи Пророка – шедевр древнерусской архитектуры и живописи и один из самых узнаваемых символов города – строился в 1647-1650 гг. богатыми купцами братьями Вонифатием и Иоанникием Скрипиными. Их можно назвать «ярославскими Строгановыми».  Центральный храм окружен большим количеством разновеликих несимметричных объемов: приделы с севера и юга, колокольня, шатровый придел Положения Ризы Господней, галереи и два крыльца. Ризоположенский придел построен специально для великой святыни, пожалованной Скрипиным царем Алексеем Михайловичем и патриархом Иосифом – частицы Ризы Господней.  Шатровое завершение придела призвано было подчеркнуть ценность святыни для храма и города, потому что еще с XVI века шатровые постройки возводились по случаю важных государственных событий.

Уникальность Ильинского храма состоит и в том, что здесь полностью сохранилось художественное убранство, принадлежащее по праву к вершинам древнерусского искусства.

С 1899 по 1904 год И.А. Вахромеевым, известным предпринимателем и меценатом, Почетным гражданином Ярославля  на собственные средства была осуществлена уникальная реставрация Ильинского храма.  Научные подходы и объем выполненных работ позволяют говорить о ней как о явлении в реставрационном деле дореволюционной России. В 1920 году храм был закрыт и передан Ярославскому историческому музею, правопреемником которого является Ярославский музей-заповедник.

Начиная со второй половины XX века, ремонт и реставрация здания, стенописей, предметов убранства церкви Ильи Пророка ведутся постоянно. Одними из самых затратных по времени и средствам являются работы, связанные с реставрацией стенописей. В 1950-е годы под руководством известного художника-реставратора В.Г. Брюсовой выполнялась реставрация фресок в главном храме,  приделах и на галерее. В 1990 году бригадой художников-реставраторов (руководитель Е.Б. Черняев) начаты работы по укреплению настенной живописи в главном храме. Они ведутся планомерно. В последнее 10-летие (с 2006 по 2016 год)  выполнены  противоаварийные и консервационно-реставрационные работы по монументальной живописи на фасадах, в северном приделе Гурия, Самона и Авива, на северной и западной галереях и крыльцах. Руководитель – ведущий реставратор Ярославля Евгений Александрович Чижов.

На реставрацию выделяются средства по Федеральной целевой программе «Культура России».

Наш экскурс вызван высказываниями горожан по поводу вырубки зеленых насаждений. Вопрос всегда болезненный и неоднозначный в городской среде, за зелень у нас бьются и правильно делают. Но правил без исключений не бывает.    Кусты акации и сирени появились в 1960-е годы. Очевидно, профессиональные озеленители того небогатого времени руководствовались здравым смыслом. Растения неприхотливые и растут быстро. Они и выросли и горожане с ними сроднились. Появились высказывания в защиту кустарников, хотя озеленение этой территории давно нуждалось в реконструкции – средств на все не хватает. Здесь не огород – а парадная часть города.

Теперь попытаемся ответить на два вопроса: 1. Какие насаждения были вокруг храма за столетия его существования? 2. Кому отдать предпочтение здесь – архитектуре или растениям? Ответ на 2-й вопрос для нас очевиден. Озеленение должно носить только подчиненный характер. Надо полагать, у нас будет много сторонников, ведь туристы со всего мира едут смотреть церковь Ильи Пророка. К ней ведут все дороги центра города, сохраненная историческая застройка которого, напоминаем, внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. На 1-й вопрос у нас нет полного ответа.  Он может быть предметом для обсуждения специалистов и общественности. Здесь речь должна идти, надо полагать, о разработке специального ландшафтного проекта, призванного учесть много составляющих: храм, площадь,  традиции городского озеленения в 17-19 веках, современные идеи ландшафтного дизайна. Вкупе мы можем получить оригинальный продукт, который позволит древнему памятнику выглядеть одновременно традиционно и современно.  В угоду моде он, в отличие от Ильи Пророка, не должен быть на все времена. А пока памятник и так вполне себе хорош и может подождать достойного обрамления.

Эти рефлексии стали  поводом  к обсуждению еще одной темы, которая постоянно занимает умы музейщиков – сохранения голубых елей у стены Спасского монастыря. Ее актуализация вызвана очередной покраской стен, чему мы безмерно рады. Голубые ели это тоже мода 1960-х – трансляция с Красной площади столицы. Когда-то они были маленькие и как все «дети» красивые. А самое главное, они не закрывали вид на стену и башни – мощные крепостные сооружения.  Они помогли выдержать осаду польских войск в 1609 году. От этих стен ополчение князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина выступило на Москву. Позднее, в 18 веке часть стен перестроили, а сохранившуюся древнюю и мощную мы в 20-м закрыли елями, которые   выросли, состарились и потеряли привлекательный вид. На наш взгляд, проблема «переросла», все сроки прошли и  насаждения, как не жаль, надо убирать. Для озеленения Богоявленской площади можно выбрать другие площадки. На   территории музея  несколько лет назад мы посадили голубые ели,  которые выполняют не только озеленительную функцию, но и закрывают стоянку автомобилей.

Свою территорию, а это 4 га, музей-заповедник считает открытой экспозицией и давно занимается ее исследованием и благоустройством. Горожане отмечают ее ухоженность, недаром молодые мамы с колясками любят у нас гулять.  Сведения о насаждениях в Спасском монастыре нам известны, начиная с 18 века. Тогда в городах имелись сады, в которых росли яблони, груши, вишни. В монастыре также находились сады. В советское время профессиональные благоустроительные работы  на территории бывшего монастыря  были проведены в конце 1950-х годов, в связи с устройством там местной ВДНХ. (После выставки в монастырь переехал музей, в 1959 году).  Эта планировка, в основном, сохранилась до настоящего времени. В 1978 году в память о монастырских садах в музее был посажен яблоневый сад. Все ценные и старые деревья (есть с XIX века) сохраняются, а вот мусорный самосев уничтожается. К такому надо отнести те деревья, о которых сожалела глубокоуважаемая Мария Александрова в своем интервью на радио «Эхо Москвы». Они выросли перед звонницей и закрывали вид на красивый портал входа в храм Печерской Богоматери. Оставили только одинокую березу на краю площади.  Мы специально подобрали старые фотографии памятников для сравнения с современными видами. Будем признательны всем высказавшимся по затронутым проблемам.

Нина Грязнова, Елена Федорычева, сотрудники Ярославского музея-заповедника